В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Елена Карчёва, старший научный сотрудник отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: В XIX золотом веке расцветала культура и такие направления, как: неоклассицизм, необарокко, романтизм и другие. Ведь это был период потрясающего жанрового разнообразия в искусстве. Каким образом проявила себя скульптура?

Елена Карчёва, старший научный сотрудник отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Скульптура была очень популярна во Франции в XIX веке. Коллекция Эрмитажа позволяет проследить это разнообразие до рубежа XIX — XX века. Можно показать все разнообразие жанров, стилей и направлений, начиная от неоклассицизма, это Жан Жак Прадье, Давид д’Анже. Реалистическое направление — ранние работы Огюста Родена. Много вещей, посвященных анималистической скульптуре, это жанр, который возник во Франции, был очень популярен по всей Европе, даже в Америке и России. Был очень интересный стиль — трубадур, это разновидность исторического жанра, которое было популярно во Франции в первой половине XIX века. Скульпторы любили изображать события своей страны, её историю. 

Николай Растворцев, ведущий: Французы как законодатели моды обращались и к своей истории, и к тому, что их окружало в повседневности. Старались ли они сами стать законодателями моды?

Елена Карчёва, старший научный сотрудник отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Анималистический жанр, конечно, пошел от Франции. В неоклассицизме в начале века первенство было за Италией, потому что там работали Канова, Торвальдсен, и французы им подражали. Но к концу века ситуация меняется, появляется реалистическое направление — работа Родена. Постепенно маятник склоняется в сторону Франции, и уже к концу века французы становятся законодателями мод.

Николай Растворцев, ведущий: Выставка посвящена Нине Константиновне Косаревой, которая отдала многие годы сохранению и изучению французской скульптуры. За что последователи и сотрудники Эрмитажа испытывают особую благодарность?

Елена Карчёва, старший научный сотрудник отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Нине Константиновне в 2022 году исполнилось бы 100 лет. К этой дате мы хотели приурочить и эту выставку, но из-за пандемии все сдвинулось. Нина Константиновна не только хранила, изучала, но и всячески способствовала приобретению скульптур XIX века. Во Франции в это время было развито бронзолитейное производство, и многие скульпторы делали специальные модели для того, чтобы предложить их литейщикам.

Николай Растворцев, ведущий: Бывало ли такое, что сам скульптор занимался отливкой?

Елена Карчёва, старший научный сотрудник отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Такие случаи были, это Антуан-Луи Бари с его скульптурой слона и Пьер Жюль Мэн. Эти мастера были хорошо знакомы с бронзолитейным делом и даже имели свои собственные мастерские. В это время появляется очень много мастерских, достойных внимания.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Можно ли, смотря на скульптуру, увидеть клеймо литейщика?

Елена Карчёва, старший научный сотрудник отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Почиталось, когда рядом с именем скульптора стоял штамп литейной мастерской, или имя литейщика, это повышало статус произведения.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: На выставке представлено около 6 000 шедевров. Какие из них можно обозначить для тех, кто придет смотреть на шедевры?

 Елена Карчёва, старший научный сотрудник отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: На выставке представлены две работы Родена и произведения в стиле трубадур.