В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Ольга Фроловская, дефектолог-логопед.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: «Союзмультфильм» временно переименовали в «Союзмуьтфиьм». Знаменитая киностудия на несколько дней в начале октября отказалась от буквы «Л» в названии, чтобы поддержать детей с логопедическими сложностями.

Николай Растворцев, ведущий: Надо ли так подыгрывать тем, у кого есть сложности, помогает ли это или может обидеть кого-то?

Ольга Фроловская, дефектолог-логопед: Мне кажется, те дети, которые заменяют «Л» на «Й», такое бывает часто, будут чувствовать себя успешными. Думаю, что тут скорее привлечение внимания и поддержка ребят, у которых есть сложности с произношением.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Что является возрастными особенностями речи, когда идет замена одних звуков на другие, а что уже поводом для обращения к специалисту?

Ольга Фроловская, дефектолог-логопед: У нас есть онтогенез развития речи, соответственно, есть параметры — в каком возрасте, какой звук появляется. С 4 до 5 лет у ребенка должны вставать свистящие и шипящие звуки («С», «Ш», «Ж», «З»), также сонорные звуки верхнего подъема («Р», «Л»). Соответственно, если ребенок в 4 года не произносит звуки «С», «Ш», «Ж», «З» и в 5 лет — звуки «Р», «Л», то уже стоит обратиться к специалисту.

Николай Растворцев, ведущий: Какие бытовые привычки могут влиять на правильную или неправильную постановку звуков?

Ольга Фроловская, дефектолог-логопед: Я думаю, если звук встает, то ребенок может произносить правильно. Есть несколько причин неправильного произношения: первая — механическая дислалия, когда у ребенка укороченная подъязычная уздечка и язык не поднимается наверх, соответственно, звуки «Р», «Л» не получается сказать. Вторая причина — во время родов была гипоксия или асфиксия, то может быть такой диагноз как стертая дизартрия, когда мышцы языка, губ или щек ослабленные.

Николай Растворцев, ведущий: Передается ли картавость генетически?

Ольга Фроловская, дефектолог-логопед: В своей практике я такого не встречала, все можно исправить.

Николай Растворцев, ведущий: Чем могут помочь родители?

Ольга Фроловская, дефектолог-логопед: Родители и дети должны получать удовольствие от коммуникации. Можно давать упражнения на артикуляцию в специально отведенное время.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Является ли логопедической проблемой «грязная речь» — ребенок мямлит, как будто слюни во рту, вздохи в середине слова?

Ольга Фроловская, дефектолог-логопед: Скорее всего, это стертая дизартрия, когда тонус сниженный. В таком случае поможет логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: До какого возраста нужно успеть исправить дефекты речи?

Ольга Фроловская, дефектолог-логопед: Детям лучше всего сделать это до школы, иначе в будущем проявляется дисграфия — ошибки на письме.