АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Петербург – город уникальный по своей архитектуре, где могут соседствовать, казалось бы, несовместимые по воплощению и идеологии стили. Например, «Елизаветинское барокко» и советский модернизм, о котором мы сегодня и поговорим подробнее.
Вот уже несколько лет в Петербурге не стихает дискуссия о том, что ансамбль Смольного монастыря стоит дополнить огромной колокольней, которая была в задумке ещё у самого архитектора Растрелли. Правда никого не смущает тот факт, что эта колокольня может зрительно подавить не только сам монастырь, но и ансамбль Свердловской набережной, расположенный на противоположном берегу Невы – первый в СССР образец многоуровневого пешеходного пространства.
Ленинградские архитекторы успешно справились с искушением подавить век XVIII всей строительной мощью века XX. Правда построили не Новый Арбат, как их лихие московские коллеги, а всего шесть скромных 8-этажек в два ряда и две башни по 13 этажей.
Комплекс на Свердловской набережной задумывался как пилотный, а его реализовывала команда молодого архитектора Александра Васильева. Проект неоднократно переделывался, а на волне борьбы с излишествами в декоре и продвижением дешевизны стройматериалов, единственным способом для художественной выразительности авторов оставался контраст.
А ещё Александр Васильев использовал в качестве контраста – высокий берег Невы: такой перепад рельефа – в 3 метра – для Петербурга настоящая редкость! Все советовали молодому архитектору срезать этот высокий берег, но Васильев настоял на своём и отстоял своё право на выражение. А ещё не убил оптическую красоту растреллиевского барокко на противоположном берегу Невы. Васильев смог поднять весь комплекс Свердловской набережной на этот холм, он находится, как бы на пьедестале, и выглядит, как единое целое. Но не является при этом какой-то вычурной жилой крепостью, которая выбивается из общего городского пейзажа.
50 лет тому назад чуть выше по течению Невы от Свердловской набережной на современном проспекте Обуховской обороны открылся настоящий дворец советского модернизма – заводской ДК, ставший центром, гнездом ленинградского андеграунда и неформальной жизни — культовый «Невский».
Проект Левинсона – это удачное сочетание революционной романтики архитектуры 1920-х годов с ясностью и симметрией архитектурных произведений классицизма. Вообще ленинградский зодчий планировал построить дворец культуры для Невского энергомашиностроительного завода как некий советский неоклассический ответ зданию Биржи Тома де Томона на Стрелке Васильевского острова. Но пресловутая хрущёвская борьба с излишеством в архитектуре изменила все планы Левинсона. И здание ДК «Невского» стало больше похоже на БКЗ «Октябрьский», будто бы сам Левинсон хотел продемонстрировать своим четырём ученикам – авторам БКЗ – как нужно правильно создавать архитектуру! Увы, сегодня, как вы можете заметить, некогда легендарный ДК «Невский» выглядит не самым лучшим образом. Когда-то он гремел на весь город своими полузапретными выставками запрещённых советских художников и выступлениями таких же рокеров и прочих неформалов. Сегодня здание находится в удручающем состоянии, обнесено забором с колючей проволокой. И судьба некогда шедевра ленинградского советского модернизма остаётся туманной. В 1967 году на Каменном острове появилась правительственная резиденция К-2 для приёма высокопоставленных гостей. Её воздвигли на месте бывшей и давно заброшенной виллы швейцарского гражданина Максимилиана Отмар-Нейшеллера – одного из директоров «Русско-Американской резиновой мануфактуры», будущей фабрики «Скороход». Строительство будущей государственной резиденции возглавил архитектор Александр Жук. В итоге Дом приёмов исполкома Ленсовета стал настоящим ленинградским ответом Библиотеке Алвара Аалто в Выборге. Ну а сама правительственная резиденция до сих пор считается одним из лучших образцов советского модернизма в Петербурге!