Какие секреты хранят храмы различных конфессий? Что интересного скрыто за стенами от глаз горожан и туристов? Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Только недавно мы наблюдали исторический момент соединения ковчега, где хранятся мощи святого благоверного князя Александра Невского, с усыпальницей этого небесного покровителя нашего города. В буквальном смысле — это целая строчка в летописи истории нашего города. Но надо напомнить, что сам ковчег нашли лишь в 1989 году — в разгар перестройки. Нашли на чердаке Казанского собора — там, где раньше располагался Музей истории атеизма. И вот сейчас и усыпальница, и ковчег представляют собой единое целое, и являются одной из величайших святынь русской православной церкви.

И этот факт — хороший повод задуматься над тем, а какие ещё тайны могут скрываться за стенами церкви, мечети или буддийского храма в нашем городе? Тем более, Петербург называют городом тысячи храмов. С момента его основания здесь нашли место соборы почти всех мировых религий — от синагоги до буддийского храма. Увлекательнейшая тема. Давайте изучим её более подробно. И постараемся разгадать, если не все, то хотя бы часть тех тайн, которые скрывают за своими стенами культовые религиозные сооружения. И этот репортаж мы так и назвали — соборные тайны Петербурга. Антон Цуман продолжит тему».

Петербург — город множества религий и множества храмов различных конфессий. Часто наше знакомство с ними ограничивается лишь их фасадом. Но за этими стенами могут скрываться действительно интересные, порой загадочные и таинственные истории и факты. И вот лишь некоторые из них.

ОТШЕЛЬНИКИ ДАЦАНА

Буддийскому дацану Гунзэчойнэй на Приморском проспекте уже более ста лет. И это один из самых популярных храмов Петербурга, где можно увидеть, как по всем канонам буддизма проходят, например, свадьбы. Или как ровно два дня в году — зимнего и летнего солнцестояния — луч солнца через окно и витраж попадает прямо на золотой лик статуи Будды.

И это не случайность, так задумывалось и архитектором Барановским и автором этих витражей Николаем Рерихом. Это общеизвестный факт — известный художник и путешественник воплотил здесь многие образы и символы, увиденные им в его восточных экспедициях.

Но есть здесь и те места, куда туристов не водят. Настоятель дацана Буда Бадмаев ведёт нас выше, под самую крышу. Где в небольшой комнате со статуей божества колеса времени Калачакры на высоте 4 метра от пола — две небольших двери. За ними то, что непосвящённый назовёт просто — чердак. На самом деле, это помещения для особо глубоких медитаций.

Гости здесь редкость — и лишь потому, что сейчас эти комнаты свободны. Осмеливаются на медитацию здесь немногие. Ведь обычному человеку сложно провести здесь и нескольких минут. А сосредоточенный буддист проводит здесь гораздо больше времени.

Возможность побыть наедине с вечностью. Похоже, вот она — главная тайна буддийского храма Петербурга.

ЛЮТЕРАНСКИЕ КАТАКОМБЫ

Невский проспект. Лютеранский собор Святых Петра и Павла. Вот так сегодня выглядит его главный молельный зал. Всё как в обычной лютеранской церкви: алтарь, скамейки. Но стоит спуститься буквально на один уровень вниз…

Член совета общины Герхард Ройттер рассказывает: 30 лет с 60-х по 90-е годы в здании закрытого в советское время собора располагался плавательный бассейн. Когда здание снова передали верующим, чашу убирать не стали, опасались за фундамент. Так что используют её теперь для театральных постановок и выставок.

Это место называют катакомбы, то есть подземелья из длинных коридоров и небольших помещений. Но, по сути, с самой их постройки здесь был простой подвал. Где хранили дрова для отопления или, как в этом полукруглом помещении, проводили отпевания. Теперь тут арт-пространство. В общем, от посетителей здесь не принято что-то скрывать.

Ещё одна лютеранская церковь с интересной и сложной судьбой — Анненкире. В советское время — кинотеатр Спартак, который в начале нулевых был уничтожен огнём. И у него есть свои катакомбы. Длинные и тёмные.

Да, стоит дать больше света — и это уже типичный подвал бывшего кинотеатра. В наши дни здесь устроена небольшая часовня и выставка, посвящённая пострадавшим в годы гонений священникам. Просто, утилитарно. В лютеранстве в целом не приветствуется никакая мистика.

МАНУСКРИПТЫ СИНАГОГИ

В самом начале Лермонтовского проспекта, почти незаметная со стороны, расположилась большая хоральная синагога. И только внутри понимаешь, почему её называют большой (из-за масштаба) и хоральной (из-за редкой архитектурной особенности — хоров). Всё подвержено своему порядку. Даже на местах — именные таблички, многим из которых уже больше 100 лет.

Ошибётся тот, кто назовёт синагогу храмом — рассказывает историк Валерий Столов. Храм у Иудеев только один — иерусалимский. А синагога — в переводе с греческого — дом собраний и совместных молитв. А одно из самых интересных мест здесь выглядит так, будто, входя в него, совершаешь путешествие на сотни лет назад.

То, что выглядит и ощущается, как древняя библиотека, на самом деле называется «гениза». В переводе — тайник. Сюда попадают те книги и свитки, где упоминается Всевышний и которые из-за ветхости больше не могут использоваться в молитвах и ритуалах.

Этот священный свиток Торы — главный сакральный предмет — служил синагоге несколько десятилетий. И у него, было своё место службы — священный ковчег. Но как только он состарился — обветшал пергамент, выцвели буквы — отправился сюда на почётную пенсию. В этом и суть «генизы» — быть последним пристанищем для священных текстов. К которым относятся буквально по-человечески.

Такой он — тайник-гениза Большой хоральной Синагоги. Где даже у книг есть собственный жизненный путь.

РЕЛИКВИИ НА ЧЕРДАКЕ

Казанский собор. Главный православный храм нашего города. И одна из популярных туристических достопримечательностей. А в советское время он был известен как музей истории религии и атеизма, куда перевезли многие реликвии из закрытых храмов по всей стране.

И только вначале 90-х в запасниках уже бывшего музея нашли и вновь обрели мощи православных святых — Александра Невского, Серафима Саровского, Зосимы Соловецкого. Но с обретением мощей святого Иоасафа Белгородского произошла поистине таинственная история.

О том, что там, на чердаке, под куполом Казанского, под слоем шлака укрыты мощи на тот момент неизвестного святого, Людмила Соколова узнала от своего папы — Аркадия Васильевича. Вначале 70-х он руководил бригадой плотников ремонтировавших кровлю собора. И в один из дней получил от руководства музея непростое задание.

Но он не вынес их, а по узкой лестнице, там, где сегодня туристы поднимаются на смотровую площадку, поднял их на чердак собора и укрыл. И спустя 20 лет, когда Казанский собор вновь стал храмом, решился раскрыть эту тайну.

И это лишь малая часть тайн и историй, которые скрываются в стенах храмов и соборов Петербурга. Какие-то из них заметить проще, какие-то сложнее. Но очевидно одно. Мы можем попытаться их понять, но никогда не разгадаем их полностью.