Особенности осеннего Петербурга — в репортаже Ивана Уварова.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Это была последняя неделя сентября, и, несмотря на почти летнюю жару, осень всё-таки медленно, но верно берёт своё. И первый признак – это когда Петербург начинает менять цвет. Менять цвет из-за осенних листьев. А листья, в свою очередь, меняют свой цвет, потому что в ходе процесса отмирания замедляется процесс фотосинтеза и начинается активная химическая реакция с участием антоцианов. По сути, это пирилиевая соль, которая находится внутри листа, и именно большее или меньшее количество аноцианов в листьях и даёт различные пигментные изменения. Допустим, в кленовом листе антоцианов много – и они дают красный цвет. В листьях дуба их чуть меньше – поэтому дуб окрашивается в жёлтый цвет. А так как в наших садах и парках большое разнообразие деревьев и кустарников, что исторически сложилось ещё с момента основания Летнего сада, то и цветовая гамма, которая окрашивает Петербург осенью, невероятна, пронзительна, фантастична. Ни один импрессионист не придумает такую палитру цветов. А это ещё и особая осень – она юбилейная. Эта 320-я осень Санкт-Петербурга – неповторимая и уникальная. Впрочем, как и все предыдущие за всю историю нашего города. Давайте изучим эту историческую и очень красивую 320-ю осень Петербурга более пристально. Иван Уваров поделится своими осенними наблюдениями».

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Петербургской осенью. 1819 года молодой Александр Пушкин пытался попасть в гости к прекрасной девушке. Но та, глядя из окна, лишь разводила руками и не пускала поэта. Несчастный Пушкин прождал под дверью до утра. Простудился. Болел здесь, на Фонтанке, в квартире своих родителей. Лежать в кровати и отдаваться хвори полностью. Так любил Александр Сергеевич. Признаться честно, в начале этой недели я тоже простудился. И можно было бы уйти на больничный. Но как возможно пропустить цвета, звуки и даже рекорды этой 320-й петербургской осени?»

РЕКОРДЫ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ОСЕНИ

Да. Она настоящая. Гигантская тыква впервые выросла на дачном огороде Юлии. Этой осенью. Собирать урожай всей семьей планируют через две недели. Тыква должна еще подрасти. Хотя уже сейчас по подсчетам её вес — 215 килограммов. Высота 80 сантиметров. Измеряем охват.

Ни специальных удобрений. Ни подкормки. Для этой тыквы не использовали. Аномально теплый конец сентября. Когда ночью зафиксировано почти плюс 16 по Цельсию — температурный рекорд за всю историю осенних метеонаблюдений в Петербург. Вот причина. Сказка — не иначе.

МЕСТА ПЕТЕРБУРГСКОЙ ОСЕНИ

Парк Пулковской обсерватории. Здесь вряд ли встретишь туриста. Сюда осенью петербуржцы едут за вдохновение. Уединением. И тишиной.

Если сравнивать осень в Петербурге с человеком, это, безусловно, художник. С большой буквы. В соавторство с которым вступают не только поэты. Но и кинорежиссеры. В кинематографе осень в Ленинграде и Петербурге — такая же разнообразная и контрастная, как и сам город на Неве.

Одно из самых ярких впечатлений детства — прогулка с родителями по осеннему городу. Гулять нужно вот так — шуршать листьями. Даже если их не так уж и много. Потому что, во-первых, весело. Во-вторых, традиция.

ТРАДИЦИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ОСЕНИ

Прогулки по набережным. Разговоры на скамейках в осеннем парке. Посадить дерево в сквере возле дома. И, конечно, собрать гербарий. Это давняя осенняя ленинградская традиция.

Подготовка к зиме. Отдельная и большая часть городского хозяйства. Вот у Мариинского дворца с клумб убирают гвоздику. Готовят почву к морозам. Чтобы весной вновь здесь высадить цветы. У Комитета по благоустройству осенью начинается самая горячая пора.

Со 2 октября в Петербурге стартует месячник по благоустройству. Профильный комитет будет укрывать молодые деревья, чтобы они не замерзли зимой. Забота о любимом городе. Это тоже традиция осеннего Петербурга.

ЦВЕТА ПЕТЕРБУРГСКОЙ ОСЕНИ

Нет. Не правы те, кто приписывает петербургской осени исключительно серые и черно-белые тона. Осень на берегах Невы может быть черно-белой и разноцветной.

Причина этой палитры осенних красок в городе — каротиноиды и антоцианы. Пигменты, говоря языком ботаники. Итак. Еще из школьных учебников по биологии мы знаем, что главный пигмент в листьях — это хлорофилл. Он и дает зеленый цвет летом. А вот осенью начинает разрушаться, и в этот момент мы начинаем видеть то, что не замечали раньше: желтые и оранжевые пигменты.

Желтые и оранжевые листья насыщены каротиноидами. Красный цвет дают антоцианы. А полное отсутствие пигмента делает лист коричневым или бурым. Какой пигмент будет преобладать, зависит от перепада температур. То есть чем солнечнее осень — тем она разноцветнее.

ЗВУКИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ОСЕНИ

Этот звук петербургский зритель ждал все лето. И вот осенью он слышит заветный третий звонок. К началу спектакля или концерта. А артисты за кулисами слышат долгожданную фразу «помрежа». Мариинский театр открыл 241-й сезон. Премьеры в Александринском. БДТ. И других театрах. В филармонии с концертом — оперная дива Хибла Герзмава.

Да. Театральный Петербург — это бренд. И в первую очередь он ассоциируется с крупными театрами. Но свои сезоны открывают и малоизвестные, скромные, камерные площадки. Вот театр Малыщицкого. На улице Восстания. Небольшой. Уютный. Размером с коммунальную квартиру. Общая площадь всего театра — 171 квадратный метр.

Так и живут. И играют. Это исключительно петербургская история, когда ради дела, ради  искусства они готовы на все. Артисты здесь сами стирают, гладят себе костюмы. Готовят реквизит к спектаклю. И не смотря на все бытовые сложности, они счастливы, потому что все ради театра. Все ради искусства.

Петербургская осень заслуживает особого внимания. Хотя бы потому, что в этом году она 320-я по счету. И самая теплая за всю историю метеонаблюдений. Гуляя по нашему осеннему городу, понимаешь. Осень очень идет Петербургу. И только на берегах Невы это время года может быть самым красивым, самым поэтическим, самым музыкальным.