Дворцовая площадь, Александровская колонна, Эрмитаж — Петербург и его макро-культура. Она складывается из различных элементов, как пазл, в котором каждая деталь, — это своя микро-культура. Она многогранная и разнообразная. Соединяет в себе историю и современность. Делает Петербург Петербургом. Подробнее — в репортаже Натальи Медведевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«На Рубинштейна, 13 привезли из Америки доску, которая будет олицетворять историчность этого места. А именно отсюда быть земля русская рок-н-рольная пошла – Ленинградский рок-клуб. Доска из Америки, потому что отливали её в кузнице американской, но суть глубоко наша русская, петербургская. Это знак начала великого, как пел Башлачёв, времени колокольчиков, когда сюда пришли те, кто сказал: «Что ж теперь ходим круг да около. На своем поле — как подпольщики? Если нам не отлили колокол, Значит, здесь — время колокольчиков». Здесь – это вот Рубинштейна, 13. С идеей увековечить память об этом гении места выступили вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский и депутат Госдумы Сергей Боярский. Тогда, более тридцати лет назад, вряд ли все те, кто стоял здесь в подъезде, пил дешёвый портвейн, играл на гитарах и ждал своего выступления на сцене, могли себе представить, что им будет посвящена памятная доска. Рубинштейна, 13 теперь культовый адрес. А ведь само рок-движение действительно могло зародиться только здесь, на берегах Невы, ведь Пётр I по сути тоже был в некоторой степени рок-н-рольщик. Ну, как такое придумать – на болоте сделать столицу Великой Империи? Так что Петербург всегда был городом дерзких идей, разных идей, масштабных, и не очень, но всегда очень ярких. Вот давайте посмотрим, как этот тезис воплощается сейчас. Итак. Петербург как город идей. Как на берегах Невы рождаются творческие идеи? И почему они могли появиться только в Петербурге? И почему эти идеи не спутаешь ни с какими другими? Наталья Медведева продолжит тему».  

У меня в наушниках — радио «Фонтанный дом». Новое, экспериментальное, а главное — музейное. Первое в Петербурге. Его придумали еще в пандемию. Сформировали команду из музейных сотрудников, оборудовали студию, пригласили экспертов. И вышли в эфир. Говорят обо всем — истории, культуре и людях. От Ахматовой до Цоя.

— Уважаемые сограждане. Даже если я успел надоесть вам своими программами, это вовсе не значит, что я не продолжу их записывать, — вот так с юмором Владимир Рекшан записывает программу о русском роке. Как он появился, кто стоял у истоков, почему его пытались запретить — обо всем в подкасте на радио.

ВЛАДИМИР РЕКШАН, писатель, музыкант, лидер рок-группы «Санкт-Петербург»:

«Что такое «группа крови на рукаве» в начале 20-го века — это Ахматова и Гумилев. С годами это превращается в классику. То же самое происходит с рок-музыкой. Ленинград в силу рядов обстоятельств стал столицей музыкального жанра. Не в Москву поехали, а сюда. Шевчук, Кинчев, Бутусов, Башлачов. Здесь все закипело. Почему? Это все в программе».

Программы о роке, театре, литературе, истории, интервью с музеями. Всё то, что входит в понятие «культура». На стыке классики и современности. Каждая программа — всё равно что курс лекций. Их главная героиня, конечно, Анна Ахматова. И ее творчество.

ДАРЬЯ СЧАСТЛИВЦЕВА, руководитель проекта «Радио Фонтанный дом»:

«Одна из задач была — познакомить нашего зрителя с нашей коллекцией. В основном мы рассказываем об истории 20-го века. В эфире радио вы можете услышать интервью с нашими современниками. Это Лев Лурье, Юрий Норштейн, Олег Лекманов. Литературоведы, искусствоведы, историки читают у нас лекционные курсы».

Радио «Фонтанный дом» — диалог метров с молодыми исследователями. 4 часа уникального контента каждый день. История и литература на понятном молодежи языке.

Новый онлайн-проект «Никита в квартирах». Это нескучные, динамичные экскурсии. Видео-ролики по 5-7 минут о жизни и творчестве писателей. С интересными фактами.

Зощенко, Чехов, Ахматова. Это шоу – путеводитель для юной аудитории. Буквально магнит в мир русской культуры. Принцип такой: сначала подписчики посмотрят экскурсию на смартфоне, а потом придут в эти же музеи в реальности. Культура – она ближе, чем кажется.

НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:

«Жизнь Анны Ахматовой на расстоянии вытянутой руки. Смотреть, да. А вот трогать экспонаты нельзя. Музейные правила. Но есть и такая культура, к которой можно и даже нужно прикасаться».

Небольшой репетиционный зал в Доме Радио. У меня в руках лира. Как на ней играть, объясняет Йоргос Калудис. Музыкант и композитор из Греции. Он приехал в Петербург с сольным концертом. Говорит, в нашем городе к музыке особое отношение.

ЙОРГОС КАЛУДИС, музыкант, композитор (Греция):

«Я люблю Петербург. Здесь я чувствую себя как дома. Люди посвящают себя музыке. Это как одна большая творческая семья. Все музыканты связаны между собой. А Дом Радио – это музыкальный храм. Здесь люди преданы искусству».

История Дома Радио началась век назад. В разные годы здесь располагались Благородное собрание, Пролеткульт, Ленинградское радио. Отсюда в блокаду звучал голос Ольги Бертгольц, Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича и символ стойкости города – метроном.

Сегодня это экспериментальная культурная площадка. Со своими резидентами. На первом этаже композитор Алексей Ретинский записывает музыкальный альбом.

На наших глазах рождается музыка. Скоро она прозвучит в стенах Дома радио на концертах. А пока тишина на площадке! Идёт запись.

В то же время на третьем этаже совсем другая атмосфера. Просторный зал, труппа современного танца, репетиция новой постановки.

— Дом радио — это как площадка, где вы танцуете или нечто большее?

АЛЕВТИНА ГРУНТОВСКАЯ, артист танцевальной труппы «МА DANCE», куратор просветительской программы о танце:

«Это место, где мы находим возможность коллаборировать с хором, оркестром, дирижером, всеми образовательными площадками Дома радио. Это большая институция».

Дом радио – это творческая лаборатория, объединяющая все виды искусства. Доступная и открытая. Со своей просветительской программой. Бесплатные мастер-классы от танцевальных до вокальных. И, конечно, с историческим контекстом.

КРИСТИНА ГАЛЬКО, куратор культурных программ «Дома радио»:

«Все наши усилия направлены на работу с архивом радио и радиокомитета. Сейчас наша главная задача – сохранить, каталогизировать и открыть для людей доступ к этим архивам».

Культура Петербурга – она состоит из множества явлений. Их можно услышать, увидеть, к ним можно прикоснуться. И еще раз, иначе взглянуть на Петербург.