Краткая история моды с 60-х до наших дней – в репортаже Полины Ганичевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«А теперь историческая хроника. 35 лет назад в Ленинграде прошёл первый конкурс красоты. Он так и назывался – «Ленинградская красавица». В программе шоу были не только выступления, не только дефиле участниц, но и выступления музыкантов. В их числе был и знаменитый тогда бит-квартет «Секрет». В течение трёх вечеров в БКЗ «Октябрьский» был аншлаг. Шоу было организовано Сергеем Курёхиным и режиссёром «Ленфильма» Виталием Аксёновым. Весёлое было время!

Но прошли годы. А что сейчас изменилось с точки зрения критериев красоты? Менялись эпохи, менялось и понятие красоты. И если следить за этими переменами, можно понять чуть больше о том, каким был тот мир и каким он стал сейчас. Полина Ганичева со знанием дела продолжит эту тему. Красота – страшная сила. Но в разные времена была разная красота».

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:

«От женщины красота всегда требует. Времени, денег, сил. А кто и зачем придумал эти стандарты красоты? И почему ради них всегда нужно чем-то жертвовать?»

60-е. МОДНАЯ ОТТЕПЕЛЬ

Архив научно-технической документации Санкт-Петербурга. Толстая папка за пятью подписями. Испытания новой советской разработки в ВМА, отзывы фокус-группы. И всё это о женских чулках.

ФАИНА НЕДБАЙ, директор Центрального государственного архива научно-технической документации Санкт-Петербурга:

«Отчёт по чулкам из усаженной хлопчатобумажной ткани. Производительность труда повышалась при производстве чулка с округлой пяткой и округлым носком».

В руках у директора архива Фаины Недбай тот самый – секретный прототип 1962 года.

Тонкие синтетические чулки на морозе примерзали к коже намертво, а толстые из натуральных тканей проигрывали по виду. Поэтому «лучшие умы» Советского Союза взялись за капрон и шёлк. Женская красота в 60-е стала стратегической задачей государственного уровня. На западе встречали по одёжке.

После этой фотографии со встречи лидеров СССР и США в 61-м году Нину Хрущёву в западной прессе окрестили «всеобщей бабушкой». В газетах писали: разница между двумя странами налицо. Не помог и блестящий интеллект Нины Петровны, и свободное владение языком – встречу всё равно запомнили по этому снимку. Так появилось новое направление внешней политики СССР – женская красота.

70-е. «В ЖЕНЩИНЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ЗАГАДКА»

«Каждое утро в нашем заведении начинается одинаково. Это уже обычай, традиция. Я бы сказал, ритуал». Это, конечно, ирония. Во-первых, краситься на рабочем месте даже к концу 70-х считалось неуместным. Во-вторых, косметика в фильме уж слишком хорошая! Тушь с кисточкой (импортная) была несбыточной мечтой обычной советской женщины. Пользовались простой ленинградской «плевательницей».

Мыло, парафин, по желанию – касторовое масло (чтобы ресницы не выпали). И чертежная тушь. Готово!

Да, есть один минус: смывается со слезами. И нужно несколько слоёв, чтобы глаза получались кукольными, как у Натальи Варлей. А брови – тонкими и чёткими. Их красили урзолом. Тем же, что и резиновые калоши на производствах. К концу 70-х стало понятно: этот бум на красоту и советских женщин уже не остановить.

80-е. 90 х 60 х 90

Первый настоящий конкурс красоты в Ленинграде. По звуку хроники ясно: никто ничего не понимает.

К этому времени в копилке советских конкурсов были: «Мисс Интеграл-68» под Новосибирском и модный перфоманс Сергея Курёхина 88-го года, когда конкурсантки на сцене стали декорациями к концерту. В итоге в 89-м решили устроить кавалькаду красавиц по городу и дефиле (в том числе в купальниках).

В это же время появляется новое слово и профессия – «супермодель». А лучший подарок на 8 марта – кассета с аэробикой…

Идею Джейн Фонды подхватили наши спортсмены, а аэробику переименовали в ритмическую гимнастику. Первый в советской истории спорт не для здоровья или мировых рекордов, а ради трёх чисел: 90 х 60 х 90.

Самая популярная в 80-е чёлка-Карлсон. Вообще самым безвкусным и даже неприличным считалось носить прямые распущенные волосы. Поэтому ходили в парикмахерскую на укладку: кто с пивом, а кто с отваром льняного семени. Чтобы дольше держалось, конечно.

ОЛЬГА ЦВЕТКОВА, парикмахер-модельер:

«Русская женщина всегда стремилась быть красивой. И во время войны находилась возможность угольком подрисовать брови, свёклой подрисовать губы».

И парикмахеры не отставали. Таисия Николаевна начинала работать ещё в 60-е. Когда не то что фенов – талончиков для записи ещё не придумали.

ТАИСИЯ БОГОМОЛОВА, мастер-модельер:

«Оборудование было – заплачешь. Лаки мы покупали в хозяйственном магазине. Мебельном. Разбавляли денатуратом. Заливали. И все были красивыми и модными! Все ходили – я удивлялась. У меня были и учителя, инженеры с заводов и простые труженицы. И все с большими причёсками, высокими».

В 80-е еще существовали такие модные «методички»: в каждом сезоне женщинам рассказывали, что красиво, а что нет. Но вмешалась история.

Одни в 90-е перекрашивались в блонд – под подружку бандита. Другие выбирали кожу или спортивный стиль. С модой происходило то же, что и со страной. Каноны исчезли. Образ женщины стал агрессивным. И по законам моды следующее поколение с точностью до наоборот обрезали юбки до размера мини. Низкие талии, короткие топы — как из клипов Бритни Спирс. Кстати, сегодня эта мода снова вернулась.

ВЛАДИМИР БУХИННИК, дизайнер, историк моды:

«Почему сегодня эта мода так актуальна: объясняю. С моды нулевых прошло примерно 20 лет. То есть выросло поколение, у которых мамы носили эту одежду. И всегда девчонки в молодости хотят попробовать вот эту моду своих мам. Это как бы такой закон».

XXI век. ДЕВУШКИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ

Какой была мода 20-х, мы сможем сказать, когда эти кадры станут историей. А пока настоящее. Ульяна с мамой планируют новую осеннюю коллекцию своей одежды. И это тоже черта времени: локальные отечественные бренды. По региональной программе «Петербургский дизайн» их вещи город продвигает так же, как известные мировые бренды.

УЛЬЯНА ЯСТРЕБОВА, дизайнер одежды:

«В прошлом году, когда мы начинали, мы даже не могли представить, что будем продаваться в самом большом торговом центре нашего города. А сейчас почти еженедельно подвозим туда новые товары. Мы уже даже не успеваем всё делать вдвоём – отдаем что-то в пошив на производство».

В розовой сетке осенью 23-го или в шелковом халате в далеком 60-м – женщина одна и та же. Готова на эксперименты и никогда не откажется от нового платья. Так уж она устроена, чтобы каждый день стремиться к совершенству. Главное, ей в этом не мешать и помнить: если ради одного вечера она может перекраситься или перешить мамино платье – будьте осторожнее. Эта женщина может всё.