Репортаж Ивана Уварова.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«В этом году мы отмечаем юбилей нашего выдающегося композитора Сергея Рахманинова. 150 лет.

В Петербурге в честь дня рождения композитора проходят концерты, музейные выставки, научные конференции, представлены культурно-просветительские и образовательные проекты. И мы могли бы рассказать про них, но это сделают за нас все другие СМИ. А для зрителей «Пульса» мы предлагаем немножко другой путь для постижения гения Рахманинова. И этот путь лежит через болота и леса Новгородской области. Через те места, куда даже не долетает мобильная связь. Там время остановилось. «Музыки хватает на всю жизнь, но целой жизни не хватает для музыки» – говорил композитор.

Пока весь мир поклоняется творчеству Рахманинова, ставит это имя в один ряд самых выдающихся композиторов всех времён и народов, давайте пойдём и посмотрим, а где именно начинался гений Рахманинова? Точнее рождался… И почему гений места там до сих пор охвачен творчеством и вдохновением Сергея Рахманинова? Иван Уваров отправился в путь! Вот его репортаж». 

Тракторинг — так называют этот способ передвижения (ну, или развлечения) местные. Те, кто сейчас живут неподалеку от места рождения великого русского композитора Сергея Рахманинова.

Другой дороги нет. 8 километров по лесу, грязи, рекам и ухабам. Словом, по бездорожью. Вообще, едем весело. Разговорились с главой местного сельского поселения — Еленой Николаевной.

Застрявший трактор из грязи вытащили быстро. Деревенские мужики со своими сыновьями специально поехали вместе с нами, чтобы в целости и сохранности доставить телевидение к Рахманинову.

Кажется, что за этот час я пережил все эмоции. От восторженных и радостных до прощания с жизнью. Потому что такой экстрим – дело, конечно, хорошее. Но все-таки опасное. И, прямо скажем, не для каждого. А значит, не каждый даже при желании сможет приехать сюда.

Здесь просто лес. Усадьба уничтожена в годы войны. Восстановлением никто не занимался. Фотографий или картин дома не сохранилось. Наверное, потому что сам Рахманинов ничего не знал про своё место рождения – усадьбу Семёново.

«… родился в Новгородской губернии в одном из наших имений. Если Вам нужно знать название этого имения, в чём я сомневаюсь, то название его Онег», — из письма С. В. Рахманинова, 1896 год. Так всю жизнь думал Рахманинов. Но вот недавно найденный листок из метрической книги за 1873 год, где написано: «Младенец Сергий крещен 2 апреля. В усадьбе Семеново старорусского уезда. Родители его – Василий Федорович и Любовь Петровна. Оба православные».

Рахманинову было всего 1,5 месяца, когда родители переехали в другое имение – усадьбу Онег. Это примерно 200 километров от Семёнова, в котором только недавно местные энтузиасты установили этот камень, беседку, сделали стол. Приезжают сюда, как говорят сами, протоптать тропу. И помянуть своего земляка – русского гения.

Всем руководит Сергей. Тезка Рахманинова. Но от музыки он далек. Водитель трактора. И он единственный, кто согласился ездить сюда. Потому что очень хочет, чтобы про Семёново узнал весь мир.

Местную администрацию активисты давно просили посадить здесь сирень. Так горячо любимую Рахманиновым. Елена Николаевна привезла с собой несколько кустов. Белой. Занимается благоустройством.

Чай с костра. Шутки, смех – только до песен не дошло. Снова пошел дождь. Все убежали в беседку. Которую совсем недавно поставили. Своими силами. И здесь все замолчали. И слушали дождь. Вот как звучит родина Рахманинова…

Пора возвращаться. Потому что скоро стемнеет. Приедете – и обязательно отправьтесь в Старую Руссу познакомиться с Натальей Борисовной – рекомендуют мне попутчики. Она – единственная у нас. Рахманишна. Влюблена в Семёново.

Наталья Борисовна всю жизнь прожила в Старой Руссе. Инженер по образованию. Краевед по зову сердца и состоянию души. Снимает документальные фильмы о родных местах. А 12 лет назад впервые посетила Семёново – и заболела Рахманиновым.

Это пока не музей – всего лишь комнатка Рахманинова, которую ей выделил старорусский центр культуры. Здесь Наталья Борисовна устраивает вечера классической музыки. Собирает все, что связано с Рахманиновым. И мечтает сделать здесь мультимедийный музей. Проект есть. Но на его воплощение нужно 10 миллионов. Которых пока нет.

Так и живет. И дышит Рахманиновым. А еще мечтает, что в Старой Руссе, или может быть в Семеново, откроется Дом Музыки. Имени Рахманинова, конечно же. Мечтает. И маленькими шагами идет к своей мечте. Вопреки всему. А это главное.

Это та самая усадьба Онег. Вернее, то, что от нее осталось. Место, где Рахманинов провел свое детство. С полутора месяцев до 8-ми лет.

Здесь меня встречает семья Васильевых: Мария, Вячеслав и их полуторагодовалая дочка Стеша. Они живут в Петербурге. Неподалеку купили дачу. И воплощают здесь свою юношескую мечту.

Все это они сделали здесь за год. Выкорчевали деревья. Восстановили аллею, по которой точно бегал маленький Сережа Рахманинов. Вячеслав сколотил небольшую сцену. Проводят здесь Рахманиновские вечера. Принимают гостей. Недавно места детства посетил Фабио Мастранджело, который называет Рахманинова богом музыки.

Они мечтают восстановить усадебный дом и открыть здесь музей. И тоже идут к своей мечте небольшими шагами. Вот восстанавливают колодец. Все своими руками. Потому что вдохновлены. Влюблены. В эти места и в Рахманинова.

Признаться честно, мы задумывали этот репортаж как историю про заросшую тропу к гению. И не ожидали встретить здесь таких людей. Подвижники — иначе и не скажешь. Благодаря таким людям, наверное, и сохраняется настоящая память о настоящих русских гениях. А о чем получился этот репортаж? Наверное, о мечте. Мечте местных неравнодушных – возродить и сохранить места рахманиновского детства. Мечте самого Рахманинова, который всю жизнь хотел вернуться сюда. На свою родную новгородскую землю, где сегодня прорубается дорога к Гению.