ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Главное происшествие этой недели – это, конечно же, гибель миссии «Луна-25». Аппарат не смог выполнить задачу.
Генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов провёл рабочее совещание по этому поводу. Он подчеркнул, что незавершённая миссия «Луны-25» не ставит «на стоп» перспективы освоения Луны. «Не нужно делать из этого трагедию, нужно сделать выводы и продолжить работу в этом направлении», – сказал гендиректор госкорпорации. Главная причина неудачи заключается в том, что двигатели «Луны-25» проработали дольше необходимого времени – 127 секунд вместо 84-х. То есть двигатели должны были выключиться на 84-й секунде. А они выключились на 127-й секунде во время осуществления очередного манёвра.
Ну, сейчас мы горюем о том, что не можем выполнить сразу поставленные задачи в плане освоения космоса. Что-то растеряли. Что-то забыли. Где-то занимались не тем, чем надо. Особенно это было актуально в 90-е годы, когда лучшие конструкторы и инженеры отечественной космической отрасли работали грузчиками на каких-нибудь овощебазах. И сейчас мы пожинаем плоды этих ошибок.
Но ведь были эпохи, когда в области покорения космоса мы были впереди планеты всей! И это не только эпоха Юрия Гагарина и Сергея Королёва – даже раньше. Вот, например, история про одного нашего петербургского учёного, выпускника Политехнического университета. Сейчас абсолютно уже чётко известно и доказано, что без расчётов, которые именно он сделал здесь, в послереволюционном Петрограде, американцы не смогли бы совершить полёт на Луну так, как им это удалось сделать. Они просто украли эту идею у нас. А мы опять остались без уникальных открытий.
Итак, кто придумал полёт на Луну? И не просто дал идею полететь на Луну, но и рассчитал этот полёт до мельчайших деталей. Почему этими расчётами первыми воспользовались американцы? И почему настоящее имя этого человека долгое время было неизвестно? Об этом – в нашем научно-детективном сериале «Петербургские тайны»».
Да, это наш петербургский учёный – Юрий Васильевич Кондратюк. Он учился в гимназии на Васильевском острове. Вот памятная доска, посвящённая ему, на стене этой школы. Но на ней указано другое имя: не Кондратюк, а Шаргей Александр Игнатьевич. Это его настоящее имя. Дело в том, что во время гражданской войны он воевал на стороне белогвардейцев и, чтобы потом была возможность работать в стране большевиков, он в 1921 году достает документы умершего от туберкулеза студента Юрия Кондратюка, и с тех пор будет жить и работать именно под этим именем. Так и назовут его открытие, которое войдёт в историю мирового космоса – трасса Кондратюка.
Александр Шаргей с детства грезил космосом. Вот почему после гимназии он поступает на механическое отделение петербургского Политехнического института. До сих пор сохранилось в университете его личное дело. И уже здесь он начинает писать вот эту маленькую, чуть более ста страниц книжку с эпичным заголовком: «Завоевание межпланетных пространств». Можете себе представить размах его мысли? Революция, голод, страна ещё лежит в руинах после гражданской войны, а он публикует книгу, где излагает детально, скрупулёзно, с точнейшими математическими расчётами проект полёта человека на Луну. И эти 100 с лишним страниц потом перевернут всю космическую историю человечества.
Дело в том, что после публикации в 1928 году этой книжки один из экземпляров попадает за границу – в Америку, в библиотеку Конгресса США. Там её и находит один из разработчиков американского проекта полёта человека на Луну – Джон Хуболт. По словам Джона Хуболта, они долго не могли понять, как высадить космонавтов на поверхность Луны. И решение было им заимствовано именно из этой книги. Вот воспоминания Хуболта, которого ещё иногда называют американским Королёвым: «Мы совершенно случайно (в библиотеке Конгресса) нашли маленькую неприметную книжечку, изданную в России сразу после революции. Автор её – Юрий Кондратюк – обосновал и рассчитал энергетическую выгодность посадки на Луну по схеме: старт на Луну с орбиты – возвращение с орбиты – стыковка с основным кораблем – полет на Землю. И главное – это была не просто идея или теория. Это был детальный и точный математический расчёт этого модели». Конец цитаты.
Гениальность идеи Кондратюка заключается в том, что он предложил использовать естественную силу гравитации для осуществления высадки на Луну, когда пилотируемый аппарат двигается по орбите и плавно спускается на поверхность планеты. Вот так, по спирали, чем-то напоминающей траекторию домика улитки. Потом эту схему так и назвали – улитка Кондратюка. Он смог в тонкостях рассчитать хитрый путь на Луну, используя притяжение Земли и Луны, и придумать спускаемый модуль для посадки. Именно по этой же схеме сейчас осуществляют посадку космических аппаратов на Марс. Но тогда это была революция в освоении космического пространства. Понять всю гениальность первыми смогли американцы. Поэтому они первыми и покорили Луну.
Но в СССР тогда эту возможность упустили. Более того, в 1930 году по ложному обвинению во вредительстве он был арестован. Арест Кондратюку заменили на ссылку. Потом, в 1941-м, он уходит на фронт и через год погибает в бою за безымянную высоту у деревни Кривцово Орловской области.
Но есть ещё одна интересная деталь в судьбе этого человека. В 1970-м году американский астронавт, первый в истории человек, высадившийся на Луну, Нил Армстронг, приезжает в СССР с дружественным визитом. И в Новосибирске, недалеко от здания института, где перед войной работал Юрий Кондратюк, Армстронг вдруг отходит от толпы делегации, встаёт на колени и берёт горсть земли. Потом он привезёт её в Америку, и в своих воспоминаниях напишет: «Эта земля с родины русского учёного, для меня не менее дорога, чем лунный грунт, на котором я сделал первый шаг в истории человечества». А настоящее имя Кондратюка у нас узнали уже из архивов КГБ в 70-х годах и были крайне удивлены, что он, оказывается, был белогвардейцем, скрывающимся под чужим именем, петербургским учёным, репрессированным, гением, открывшим человечеству дорогу к другим планетам. И как бы сложилась его судьба и судьба нашей страны, если бы мы тогда смогли воспользоваться его изобретением? Но это уже другая история, о которой мы когда-нибудь расскажем в другой серии нашего научно-детективного сериала «Петербургские тайны».