ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Но начинаем мы, конечно же, с главного события этой недели. Это авиакатастрофа в Тверской области. Разбился бизнес-джет, который летел из Москвы в Санкт-Петербург, вечером 23 августа. 10 человек погибло. Чтобы установить личности  жертв этой трагедии, необходимо провести ДНК-экспертизы. Специалистам предстоит установить и причину катастрофы. Возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности и эксплуатации транспортного средства, приведшее по неосторожности к гибели двух и более лиц). Техническое расследование авиакатастрофы проведет Межгосударственный авиакомитет, а Росавиация сформировала комиссию,  чтобы изучить материалы, связанные с подготовкой к полету экипажа и самого бизнес-джета, технического состояния разбившейся машины и действия наземных служб.

Особый резонанс эта трагедия получила в связи с тем, что среди официально зарегистрированных пассажиров были представители компании ЧВК «Вагнер». Именно с ней связывали в последнее время громкие и скандальные события и новости, которые обсуждали многие мировые СМИ. Но, отбрасывая политическую составляющую этой чрезвычайной ситуации, в первую очередь, это трагедия. Трагедия, в которой погибли люди. Об этом и завил в связи с этим событием Президент Владимир Путин.

Давайте перейдём к детальному анализу причин этой катастрофы в Тверской области. И  рассмотрим как хронику событий в этот день, так и первые версии, которые уже начали отрабатывать следователи».

23 августа. Среда. В 19:30 появилась первая информация о потерпевшем крушение самолете в Бологовском районе Тверском  области.  Вот кадры, которые были сняты местными жителями. Их чуть позже посмотрит и узнает весь мир.

В 19:45 факт крушения самолёта подтверждает МЧС России. Появляется более подробная информация. На борту находились 10 человек: 7 пассажиров и 3 члена экипажа. Вот данные самолёта, потерпевшего катастрофу. Это частный бизнес-джет. Тип – Embraer Legacy 600. Рыночная стоимость – 26 млн. долларов. По неофициальной информации принадлежал бизнес структуре, аффилированной с Евгением Пригожиным.

Полёты этого бизнес-джета организовывала компания «МНТ АЭРО». Так появился один из первых подозреваемых в ходе расследования. Это Артём Степанов, учредитель и владелец компании. По последней информации, Степанов за день до катастрофы якобы уехал в тур по путёвке на Камчатку. И после этого какая-либо связь с ним пропала. Следователи ведут его поиск. Эксперты не исключают варианта, что он уже мог покинуть территорию России. Главное подозрение в отношении него заключается в том, что именно Степанов имел свободный доступ к самолёту без каких-либо ограничений со стороны службы безопасности. Он руководил работами по техническому и профилактическому обслуживанию самолёта. А с учётом того, что этот бизнес-джет почти месяц простоял без полётов в ангаре, то и ищут того, кто имел к нему прямой доступ.

На сегодняшний день СК России рассматривает 4 главных версии произошедшего. Первая – человеческий фактор. Неправильные действия пилота. Вторая – техническая неисправность самолёта. Третья – внешнее воздействие. Например, попадание ракеты типа воздух-воздух или земля-воздух. И четвёртая –  диверсия или теракт. Говоря языком специалистом, произошло декомпрессионное воздействие взрывного характера, повлекшее за собой разгерметизацию и последующее разрушение самолёта.

О том,  что случилось действительно что-то нештатное, и произошло это стремительно, свидетельствует тот факт, что экипаж даже не успел передать на землю сигнал тревоги. Всё произошло мгновенно, внезапно, без каких-либо шансов для спасения. На сегодняшний день идёт процесс опознания тел погибших. На информационных ресурсах Росавиации появилась информация о пассажирах и членах экипажа, всех, кто официально был зарегистрирован на этот роковой рейс.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Ну, и сейчас уже стало известно, что с места трагедии стали вывозить обломки самолёта. Тщательно, по фрагментам. Потом всё то, что осталось от самолёта, будут складывать в специальном ангаре и изучать. Самое главное – найден чёрный ящик. И это – ключ к разгадке причин катастрофы, ведь он фиксирует не только переговоры экипажа, но и все технические параметры самолёта на момент катастрофы. Например, химический анализ топлива. Очень многое подскажет расшифровка чёрного ящика.

Но пока давайте послушаем экспертов. Что они думают по поводу причин катастрофы? Итак, наш первый эксперт – Кнутов Юрий Альбертович, полковник в отставке, а ныне он занимает должность директора Музея войск ПВО. Профессиональнейший эксперт. Вот его мнение». 

ЮРИЙ КНУТОВ, полковник в отставке, историк, директор Музея войск ПВО:

«Если мы говорим о технической неисправности, то она проявляется при взлете. В данном случае самолет вышел в коридор на высоте 8 тысяч метров, шел по установленному маршруту. Поэтому говорить об ошибках пилотирования или технической неисправности преждевременно.

Если говорить о погодных условиях, действительно, за час до вылета в Москве была сильная гроза, но если смотреть на те кадры, которые опубликованы с падения самолета, то грозы там нет. Говорить о том, что погодные условия могли принципиально повлиять на катастрофу, на мой взгляд, тоже ошибочно.

Если мы ведем речь о внешнем воздействии, якобы самолет сбил ЗРК, я считаю, это изначально был вброс, который никакого отношения к реальности не имеет. Есть определенный порядок протокола действия войск ПВО, если самолет совершает неадекватные действия. Если он вышел из коридора, летит вне расписания, вне установленного маршрута, то эти все данные имеются у оперативного дежурного командного пункта войск ПВО. Он при получении такой информации связывается с командиром самолета, выдается команда, чтобы самолет вернулся в нужный эшелон, в нужный коридор. Если требования не выполняются, применяется истребитель. Его пытаются принудительно посадить. Если самолет начинает совершать действия, которые угрожают населенным пунктам, находящимся внизу или другим самолетам в небе, принимается решение об уничтожении самолета истребителем. ЗРВ в данном случае никакого участия не принимают. Более того, пуск ракет заметен с других самолетов на расстоянии до 20 км. Если бы был произведен пуск ракет с земли, его наблюдали бы многие люди. Даже Пентагон опроверг и сказал, что никаких пусков не было.

Поэтому остается одна версия – диверсия или теракт, подготовленный западными спецслужбами, но с участием Украины. Если вы посмотрите, как падает самолет, он как бы вращается вокруг своей оси. Это называется плоский штопор. Это ведет к тому, что отрывается крыло, часть хвоста. Если внутри был взрыв, химический анализ покажет, что была за взрывчатка, ее тип, откуда она взялась».

ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«А теперь ещё одна точка зрения. Следующий наш эксперт – Смирнов Олег Михайлович, заслуженный пилот СССР, член Общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора. Его, говоря языком профессионалов, безаварийный налёт составляет почти 15 тысяч часов. Эксперт высочайшего уровня. И вот его мнение относительно причин произошедшего».

ОЛЕГ СМИРНОВ, заслуженный пилот СССР, член общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора:

«Самолет падает хаотично. В неуправляемом режиме. Никаких радиосигналов не поступало. Отсюда можно сделать вывод, что экипаж оказался в этот момент неработоспособным. Он обязан по всем авиационным правилам сообщить на землю о каком-то нестандартном режиме. Такого сообщения не поступило. На высоте 8,5 тысяч метров произошло нечто, что повлекло за собой мгновенную разгерметизацию самолета. Самолет стал разрушаться в воздухе».

ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Но ещё раз подчеркну. Все эти версии, которые озвучили наши уважаемые эксперты, являются лишь предположениями. И истинную правду мы сможем узнать только после того, как свои заявления сделают представители Следственного комитета России и Росавиации. Чёрный ящик, ещё раз повторю, найден. Он в достаточно функциональном состоянии. То есть можно провести его расшифровку. Будем следить за развитием ситуации».