ДМИТРИЙ АКСЁНЧИК, корреспондент:

Порой, для понимания глубинного замысла художника — важно то, с какой стороны посмотришь на его произведение. То, что изначально кажется шляпой невероятных размеров, на самом деле оказывается мешком с углями. В искусстве есть целое направление, где специально искажённое изображение, при рассмотрении с определённой точки складывается в легко узнаваемый образ. Называется оно — анаморфоз.

Леонардо Да Винчи многие тексты писал справа налево. Буквы развёрнуты по вертикальной оси на 180 градусов. Прочесть письмо можно только в зеркальном отображении. Почерк Леонардо — одно из первых проявлений анаморфоза в истории.

МАРИЯ ЯКОВЛЕВА, доцент кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского государственного института культуры:

Это искусство, которое связано с некой деформацией формы. Оно в большей степени передавало какие-то, может быть, тайные послания, запрещённую информацию.

Один из самых известных примеров в искусстве — полотно Ганса Гольбейна младшего 1533 года «Послы». Диковинный образ в центре картины — ни что иное, как…

МАРИЯ ЯКОВЛЕВА, доцент кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского государственного института культуры:

Череп, который говорит о бренности жизни, бренности бытия и иллюзорности реального мира.

Но именно с развитием зеркальной индустрии, анаморфоз становится актуальным направлением в искусстве. Эти картины находятся в коллекции петербургского Музея педагогики. Их привезли из Франции для демонстрации законов оптики на уроках физики. Это всё, что было известно о полотнах, пока петербургские школьники, не вдохновились анаморфозом на экскурсии и не провели своё расследование.

ЕЛЕНА ДОЛГОВА, ученица 8 класса школы №100:

Это коллекция художника, которая в XVIII веке использовалась как развлекательная игра. Целью было угадать, что же за профессии изображены на рисунке, не применяя зеркал.

Что ж, давайте и мы сыграем. Акробат или хлебороб? На самом деле волынщик. Ещё одна попытка. Может быть повар полевой кухни? Увы. Точильщик ножей. Даже с цилиндрическим зеркалом, порой разобраться очень непросто.

МАРИЯ ЯКОВЛЕВА, доцент кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского государственного института культуры:

Самое главное в живописи и XVI века, и современной в том числе. Это именно необходимость заставить задуматься, переосмыслить очевидные вещи.

Так, абстрактная картина художника Вирди превращается в узнаваемый портрет «Матери Терезы». Произведения Иштвана Ороса называют гениальными головоломками. Стоит поместить в центр самодостаточного художественного полотна зеркальный цилиндр, как перед нами возникает ещё один полноценный шедевр. Идеальная иллюстрация к «Таинственному острову» Жюля Верна.

МАРИЯ ЯКОВЛЕВА, доцент кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского государственного института культуры:

Если в XVI веке это было скорее, так скажем, работа на глаз. Вот именно чувство графического искусства. В дальнейшем уже стали использовать математические расчёты — это аноморфозная сетка, которая, собственно, давала возможность рассчитать произведение и его изображение.

Освоим и мы начальный уровень искусства искажения проекции с уже знакомыми нам юными экспертами.

ДМИТРИЙ АКСЁНЧИК, корреспондент:

Тимофей, обучи же меня искусству анаморфоза.

ТИМОФЕЙ ГРИДНЕВ, ученик 8 класса школы №100:

Необходимо нужный рисунок изобразить в прямоугольной сетке координат, а затем перенести в радиальную. Потом рисуем в нём простую геометрическую фигуру. Например, квадрат и треугольник. Получается дом. Ищем точки пересечения и переносим картину с прямоугольной сетки на радиальную. Всё.

ДМИТРИЙ АКСЁНЧИК, корреспондент:

Что скажете учитель?

ТИМОФЕЙ ГРИДНЕВ, ученик 8 класса школы №100:

Как настоящий.

Сегодня анаморфоз весьма популярен среди художников граффити. Искусство искажения проекции — за пределами живописи. Скошенное поле в форме рисунка, увидеть который можно только с высоты птичьего полёта, тоже анаморфоз. Он — повсюду. Даже на пешеходных переходах, в повседневной жизни. Анаморфоз — иллюзия, загадка и безопасность на дорогах одновременно.