Роскошный, загадочный, древний — мавританский. Этот стиль зародился более тысячи лет назад на территории Северной Африки и Испании, когда те находились под властью арабов — мавров. Золотая эра африканско-арабского зодчества формально завершилась в конце 15 века. Пока не пришла мода на переосмысление средневековой архитектуры.
ДМИТРИЙ АКСЁНЧИК, корреспондент:
В середине 19 века вершиной мирового зодчества стал мавританский стиль, который весьма органично вписался в панораму города на Неве.
ДАРЬЯ НАХИМОВА, историк архитектуры, востоковед:
Мы сейчас находимся около дома с маврами на Конногвардейском бульваре 7. Это первая робкая попытка населения Петербурга принять мавританский стиль в архитектуре.
1852 год. Статский советник Михаил Кочубей купил этот участок с особняком и решил перестроить его в соответствии с эстетическими требованиями своего времени.
ДАРЬЯ НАХИМОВА, историк архитектуры, востоковед:
Скорее всего заказ был во флорентийском стиле. Но вот эти вот скульптуры мавров, из чёрного и белого мрамора, они кажутся органично вписанными в основной облик здания.
ДМИТРИЙ АКСЁНЧИК, корреспондент:
Колонны, аркады, остроконечные арки, формы сводов в виде сталактитов — характерные элементы мавританского стиля. Первым его представителем в России среди доходных домов стал дом Мурузи на Литейном проспекте.
ДАРЬЯ НАХИМОВА, историк архитектуры, востоковед:
По идее, этот дом должен был быть чёрно-белым. Он и был некоторое время. То есть в целом производила впечатление действительно мавританского дворца.
Вероятно, именно происхождение заказчика, князя Мурузи, потомка одного из молдавских правителей и сына дипломата, служившего в Турции, повлияло на выбор архитектурных решений. Всё там же на Литейном проспекте, через дорогу, стоит дом Тупикова, построенный практически сразу после Мурузи.
ДАРЬЯ НАХИМОВА, историк архитектуры, востоковед:
Кажется, что Тупиков пытался перещеголять Мурузи по красоте фасадов. Это солянка всех стилей: здесь неорусский, неороманский и мавританский стиль.
В целом же такое хитросплетение стилей декора делают из дома шкатулку сокровищ.
ДМИТРИЙ АКСЁНЧИК, корреспондент:
Ещё одним ярким примером влияния модных направлений той эпохи является выбор мавританского стиля для Петербургской синагоги. Терракотовый фасад с ризалитом, аркой, парными колоннами и сферическим куполом.
Из-за минаретов многие путают здание с мечетью. Такому внешнему сходству с мусульманским храмом Хоральная синагога обязана критику Владимиру Стасову.
ДАРЬЯ НАХИМОВА, историк архитектуры, востоковед:
Когда зашла речь о строительстве синагоги, было очень много споров, и Владимир Васильевич Стасов опубликовал несколько критических статей, в которых говорил, что синагога должна быть похожа на те синагоги, которые были в Испании. А Испания является сокровищницей мавританского стиля в архитектуре.
Сейчас это старейшая действующая синагога в нашей стране и один из немногих архитектурных памятников Петербурга, выполненный в мавританском стиле, весьма редком для Северной столицы.