Как сейчас отдыхают летом дети? Что сейчас с заброшенными пионерскими лагерями? И какие традиции пионерских времён сохранились до наших дней и обрели новую актуальность? Об этом — в репортаже Полины Ганичевой.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь продолжим летнюю тему. И поговорим о летнем детском отдыхе. Сейчас в Петербурге организовано 173 городских лагеря дневного пребывания для детей в возрасте от 6,5 до 15 лет включительно. И 140 загородных лагерей. Первая смена уже идёт. А на 2-ю смену заявления можно подавать до 21 июня, на 3-ю смену – до 19 июля. Можно получить сертификаты на частичную компенсацию стоимости путёвки в лагерь. По сертификату из бюджета Петербурга компенсируется стоимость путевки в размере 22 654 рубля на период летних каникул на 21 день. Стоимость путёвки в городской лагерь дневного пребывания компенсируется в размере 4872 рубля. Бесплатные путёвки могут получить 16 льготных категорий граждан, в том числе дети в возрасте от 6,5 до 17 лет включительно, являющиеся сиротами, оставшимися без попечения родителей, а также дети из неполных, малообеспеченных и многодетных семей, инвалиды, дети участников СВО. Для получения бесплатных путёвок родителям или законным представителям необходимо обращаться в МФЦ, на портал Госуслуг или в Администрации районов. Это такая социально важная информация. А как сейчас вообще отдыхают наши дети? Каждый из нас, взрослых, знает, насколько все эти события, которые происходят с тобой летом, становятся частью твоей памяти.
Как сейчас отдыхают летом дети, когда эпоха пионерских костров и лагерей уже ушла в прошлое? Что сейчас с заброшенными пионерскими лагерями? А какие традиции тех пионерских времён пионерских зорек сохранились до наших дней и обрели новую актуальность? Об этом — в репортаже Полины Ганичевой».
ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«Лучшее, что можно написать в сочинении «Как я провёл лето?», – это «Отдыхал в лагере»».
«МОЛОДЁЖНЫЙ»
Высота 6 метров. Всё, что ниже – для разминки. Турподготовка входит в обязательную программу лагерной смены. Детям на такую трассу нужно пару минут. Саша высоты не замечает: он занимается скалолазанием. Но на эту смену, как и у всех, кто сюда приезжает, у него была своя маленькая цель. И она в метрах не измеряется.
АЛЕКСАНДР БРОСЛАВСКИЙ, житель Санкт-Петербурга:
«Лично я для себя научился конкретно шить, потом понял основы вожатства. Про себя я понял, что много чего умею и могу».
Вот так говорят наши дети! «Понял про себя», «транслирую», «откликнулось»! И даже у первоклашки в лагере есть личное колесо баланса! Чтобы все сферы жизни были под контролем. Программа смены рассчитана на развитие «гибких» – универсальных навыков. Вот, например, отдельное отрядное мероприятие – целеполагание!
Многие дети – внимание! – ждут лагеря, чтобы пообщаться вживую. Оказывается, главное и самое простое, что умеет любой ребёнок – сказать «Привет, давай дружить!» – сегодня сделать непросто.
ЕВГЕНИЯ МИНАЕВА, вожатый ДОЛ «Молодёжный»:
«Пандемия очень много забрала у детей живого общения. И они как-то погрузились очень в свои гаджеты. И детям правда важно живое общение, чтобы на них обращали внимание. Какая-то дружба часто ведётся через интернет, а вживую… Нечасто можно вот так завести разговор и сказать «Давай дружить». Наверное, когда я была ребёнком, это было чаще».
Но есть в лагере вещи, которые, какой бы ни был год или тема смены, не меняются…
Кого-то сегодня пригласит на танец ТОТ САМЫЙ, а кто-то зря брал у подружки платье… Всё как в жизни. С одной только разницей: в лагере будут и вторые, и третьи шансы. И дискотеки…
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ»
У этих детей не будет королевской ночи. И в конце дня они уйдут из отряда домой. Мы — в лагере дневного пребывания при школе. Здесь занимаются наукой.
Это совместный проект районного центра детского технического творчества, школ и российского разработчика наборов для робототехники. Каждый день на несколько часов дети из своей школы приходят в центр учиться. Так за 2 недели с нуля собирают, программируют и испытывают своих первых роботов.
— То есть сегодня лагерь дневного пребывания — это не такая большая продленка?
НАТАЛЬЯ ИВАНОВА, директор Центра детского юношеского технического творчества Красногвардейского района «Охта»:
«Нет, вот сейчас как раз – дополнительное образование. Педагоги, которые работают у нас, — они расширяют возможности. Наши педагоги также выходят в школы, в которых сейчас проводятся пришкольные лагеря, проводят с ними мастер-классы».
Это первая международная космическая смена! Скоро такая же — с тем же полигоном и роботами — начнётся в Абу-Даби.
И это обычный пришкольный лагерь дневного пребывания, где дети сегодня могут учиться. В малых группах. Почти индивидуально. Тому, о чем не расскажут в школе.
«ЧАЙКА»
А вот ещё одно место, где недавно так же отдыхали, учились, дружили дети. Бывший лагерь «Чайка» в Выборгском районе Ленобласти. Для работников Пролетарского завода…
ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«Общая площадь этого участка по документам 60 000 кв.м. уже теперь дикой природы. Она за последние несколько лет эту битву явно выиграла. И, кажется, вот ответ на взрослый вопрос из детской песни: «Куда уходит детство?»».
В 90-е возможность содержать не только предприятие, но и лагерь, который ему принадлежит, сохранили немногие заводы. Так некоторые участки превратились в коттеджные посёлки, а некоторые – как эта «Чайка» – сначала в «музей», а потом и в памятник. Пионерскому лагерю.
«ЮНЫЙ КИРОВЕЦ»
Если вы когда-нибудь были в детском лагере, должны сразу понять: так кричать может только директор. Наталья Шумилова. Говорит громко, повторяет один раз. Перемещается по территории быстрее любого ребёнка.
Это один из старейших лагерей Ленобласти – «Юный Кировец». В этих корпусах 37-года (сегодня, конечно, отремонтированных, но не перестроенных) во время войны был лазарет для немецких лётчиков. Затем по аллеям десятилетиями строем ходили в красных галстуках. Это место, вопреки всем экономическим трудностям, Кировский завод сохранил. А Наталья Шумилова пытается сохранить смыслы.
НАТАЛЬЯ ШУМИЛОВА, директор ДОЛ «Юный Кировец»:
«По мне так всё это было хорошо и правильно. Идеология была, мы на ней росли, друг другу помогали, ценили. И действительно – один за всех, и все за одного. Это было не на словах, а на деле. Я наказываю отряд, потому что там кто-то совершил… Они не понимают: «Это же не я!» Ребят, вы коллектив! Они этого не понимают некоторые. Приходится воспитывать».
Там, где раньше жили больше 100 пионеров, сегодня по нормам можно разместить только 50 детей. Вожатые – уже не командированные работники завода, а студенты педагогического. Но дети всё те же. И нужно им всё то же – внимание, общение и немного свободы.
Каждая лагерная смена – как в песне: «только миг между прошлым и будущим». Мы не замечаем этого времени в детстве, но потом вспоминаем всю жизнь. Всего 21 день, чтобы узнать и понять себя, найти друзей, научиться плавать, выйти на сцену. И для каждого именно его лагерь навсегда останется самым понятным и правильным. Потому что всё самое лучшее остается в детстве.