Ремонт дорог, тополиный пух, белые ночи и другие атрибуты лета – в репортаже Ивана Уварова.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Теперь возвращаемся в наше время. Одна из новостей — это жара. Температура поднималась до 30 градусов. А потом, после этой жары, на город обрушились почти тропические ливни и грозы. Одним словом, если кто не знал, лето в Петербурге есть. И оно здесь. Его можно узнать по тополиному пуху, который, как снег, покрыл все улицы и аллеи города. Для справки. Тополиный пух — это  семена, которые сбрасывают женские виды тополей для размножения. В 1934 году ленинградский дендролог Пётр Богданов вывел ленинградский и невский виды тополей путём скрещивания тополя канадского с тополем бальзамическим. Тополь получился бесполым. Поэтому он, как говорят биологи, не пылит. Их массово высаживали в Ленинграде в 50-е годы. Но до этого сразу после войны сажали обычные тополя, которые ещё делились на мужские и женские. Это делали намеренно, чтобы быстрее сделать зелёным разрушенный после войны город.

Тополь — одно из самых быстрорастущих и выносливых растений в городских условиях. Но потом, во время борьбы с тополиным пухом, уникальный невский вид вырубили вместе с обычными тополями. И теперь мы наблюдаем последствия этой биологической ошибки.

Итак. Тополиный пух. Жара. Июнь. В известной песенке поётся про июль, а мы будем говорить про июнь. Почему летний Петербург так не похож на наш привычный город? И почему ещё Пушкин говорил, что наше северное лето — карикатура южных зим? Так ли это? Иван Уваров продолжит тему».

Купаться в этом году в Петербурге безопасно лишь в двух водоемах. Ольгинский — в Выборгском районе. И здесь, в Среднем Суздальском озере. Так нам рекомендует Роспотребнадзор. Пляж чистый. Почти свободен. В прозрачной и теплой воде купаются единицы. Можно было бы все оправдать будним днем. Но вот парк 300-летия, где свободных мест нет. А через каждые 20 метров написано: купаться запрещено.

Все же лучше принимать солнечные ванны. А охладиться всегда успеем. Потому что Петербург не был бы Петербургом, если бы в одночасье не поменял своего настроения. За палящим солнцем в город пришел не просто ливень – град.

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Помните как у Булгакова? «Тьма накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, великий город как будто не существовал на свете…» Вот она – квинтэссенция летнего Петербурга. Звук, свет, воздух и вода сходятся в одной точке. В одном явлении – гроза над Петербургом».

За два часа разгула стихии Петербург охладился более чем на 6 градусов. В городе продолжает действовать желтый уровень погодной опасности. Который сначала был установлен из-за жары. А теперь – из-за гроз.

Если он летает всюду, значит, настоящее лето точно пришло в Петербург. Тополиный пух — вот главная особенность летнего воздуха на берегах Невы. Он может быть назойливым и опасным. И похожим на снег среди палящего зноя.

А ведь всё банально и просто. Так тополя размножаются. Сбрасывают свои семена, а ветер разносит их по городу. Причем во всем виноваты женщины. Точнее, женские особи тополей. Только они могут, как говорят ботаники, пылить.

А это особый наш вид тополей. Невский и Ленинградский. Их всего 6 в Ботаническом саду Лесотехнического университета. Гибридное растение. В 50-е годы прошлого века их вывел дендролог Пётр Богданов. Главная особенность – от этих тополей нет пуха. Они не пылят. Потому что бесполые. Вот такой гибрид.

В городе без разбора вырубали тополя обычные и тополя не пылящие. В современном Петербурге их менее 10% от всех других видов деревьев. Но, согласитесь, лето в Петербурге без тополиного пуха – совсем не лето.

Каждый день ровно в восемь вечера они приходят сюда – на набережную Карповки, чтобы просто потанцевать на свежем воздухе. Итак, размер четыре четверти – петербургская бачата.

Да, Петербург летом самый романтичный, самый красивый и самый шумный город. Был самый шумный. А теперь непривычная тишина самых барных улицах города – Думской и Ломоносова. Следственный комитет опечатал почти все заведения. Причина – 151-я статья уголовного кодекса. Вовлечение несовершенно летних в совершение антиобщественных действий. Проще говоря, подросткам наливали в каждом баре. И документов не спрашивали.

В администрации Центрального района города теперь собирают идеи, как преобразовать пространство Думской и Ломоносова. Вот у главы района – на столе целый альбом. С картинками.

ЕЛЕНА ФЕДОРОВА, глава администрации Центрального района Санкт-Петербурга:

«Прорабатывали вопрос Думской и Перинной линии, Ломоносова – сделать пешеходными зонами. Если это будет пешеходная зона, то можно делать выставки, в том числе, и световые, и меняющиеся экспозиции. Здесь вариантов развития может быть много».

В общем, Думская и Ломоносова были самыми некультурными. Станут самыми культурными в центре культурной столицы.

Звук ремонта дорог – и это тоже летний Петербург. Пробки в центре. Под палящим солнцем они стоят. Ждут. И терпят. Но почему у нас массово ремонтируют дороги именно летом?

АНДРЕЙ ДЁМИН, начальник управления контроля качества работ ДТС:

«Асфальт имеет определенные свойства. Чтобы его правильно уплотнить, нужен определенный температурный режим. Когда холодно – это риск. Это осадки, дождь, снег, покрытие будет всегда сырым».

Можно понять и дорожников – у них другого выхода нет. Можно понять и водителей, которые недовольны гигантскими пробками знойного Петербурга – от заката до рассвета.

Такого точно нет ни в одном городе страны. В белые ночи два центральных ЗАГСА Петербурга работают почти до полуночи. А как иначе? Ведь это самое романтичное время года в самом романтичном городе.

Лето очень идет Петербургу. И не потому что тепло, светло и шумно. А потому что именно в это время года он может быть самым романтичным, самым блистательным, самым уникальным и неповторимым. Одним словом, самым поэтическим и музыкальным.