«Камчатка» Цоя, «Полторы комнаты» Бродского и «Будка» Ахматовой — в репортаже Натальи Медведевой.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Тихо и незаметно, почти скрытно, что абсолютно непонятно, к чему такая таинственность и секретность, но факт остаётся фактом – на этой неделе на Пулковском шоссе демонтировали памятник Пушкину. Все его наверняка помнят. Белый такой Пушкин из советской эпохи. Он был установлен на развилке под Пулковскими высотами в 1956 году. Этот памятник, заметный издалека, как бы встречал на повороте гостей города Пушкина. Автором статуи был известный скульптор Аполлон Мануйлов. Высота скульптуры вместе с постаментом – 4,5 метра. После того, как в 2009 году построили поворотный тоннель с Пулковского шоссе на Петербургское, скульптура как будто потерялась: она оказалась закрыта высокой стеной тоннеля. Была и другая беда: памятник, выполненный из бетона со стальным армированием, не реставрировали уже несколько десятилетий, и он пришел в крайне плачевное состояние. Начала облезать краска, местами скульптуру покрыл лишайник, бетон стал разрушаться, открывая ржавый стальной каркас.
И тогда специалистами музея городской скульптуры после проведённой экспертизы было принято решение о реставрации. Администрация Пушкинского района согласовала демонтаж статуи, а все расходы взяли на себя меценаты. Сейчас скульптура находится на специальной площадке, укрыта шатром и ждет реставрации. По её окончании памятник будет установлен уже на новом месте. Краеведы предлагают установить его на видном участке Петербургского шоссе. Но вопрос ещё не решён. Однако это один из примеров, как меняются те или иные места нашего города. Вот привыкли мы видеть Пушкина на въезде в Пушкин, теперь его там не будет.
Причины таких метаморфоз, которые происходят с культовыми или историческими местами нашего города, разные. Но они происходят постоянно. Вот, например, на днях квартира в знаменитом доме Мурузи, где проживали Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, получила новую судьбу. А с фасада дома, где располагалась знаменитая кочегарка Виктора Цоя, сняли слой краски и штукатурки. Зачем? И как происходят эти изменения с нашим городом? Об этом — в репортаже Натальи Медведевой».
ПОЛТОРЫ КОМНАТЫ Квартира Иосифа Бродского. Целая вселенная на 50-ти квадратных метрах коммуналки. Сегодня это музей. Его знают как «Полторы комнаты». Квадратная часть – родителей. А за арками – еще полукомната, где жил Бродский. Поэтому и полторы.
Он жил здесь до 1972-го. С тех пор не многое изменилось. Всё тот же цвет стен. Протечка на потолке. По-прежнему скрипит пол. А вся мебель сохранилась только на фотографиях. Эти кадры сделал Михаил Мильчик 4 июня 1972-го года. После того, как Бродский навсегда покинул Россию.
МИХАИЛ МИЛЬЧИК, искусствовед, друг Иосифа Бродского, председатель совета по созданию музея «Полторы комнаты»:
«То, что вы здесь видите, это моя идея. Связанная с реставрационной методикой. Главное – подлинность. Именно эти стены прожили долгу жизнь. А значит, следы этой долгой жизни должны сохраниться. Фотографии помогают посетителю представить, где что было».
Беспорядок на столе. Незаправленная кровать. Ни одна экспозиция не передала бы дух Иосифа Бродского так, как передают эти фото. Такая вот метаморфоза пространства во времени. Ему не нужны декорации, чтобы понять, кто здесь главный герой. И как он любил это место: «Эти 10 квадратных метров были моими. Лучшие 10 квадратных метров, что я знал в жизни».
Здесь было прекрасно всё. В том числе предыдущие жильцы. Бродский думал, что в этой же квартире жила самая эпатажная пара серебряного века – Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский.
НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«На самом деле, пара жила выше. Это балкон Бродского. На втором этаже. А на пятом, ровно над полутора комнатами семьи Бродских, снимали квартиру Гиппиус и Мережковский».
Зинаида Николаевна не любила подниматься по этим ступенькам. А вот сама квартира ей нравилась. Скромная, по меркам серебряного века, на пятом этаже. Гиппиус и Мережковский заехали сюда сразу после женитьбы, в 1889-м, и прожили здесь три года.
АННА МАЛЕНКОВА, арт-директор музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского:
«Мы изучали архивы, домовые книги. Ситуация с ними сложная. После революции много номеров квартир изменилось. До революции, мы узнали, что это был квартира номер 20. Сейчас 34. И по домовым книгам мы узнали, что именно в этой квартире жили Гиппиус и Мережковский».
От них здесь ничего не сохранилось. Разве что вид из окна. Все интерьеры – новодел. А сама квартира стала продолжением музея «Полторы комнаты». Это выставочное пространство легко превращается в жилую квартиру. Ее будут сдавать. За сколько – в музее не рассказывают.
Сама атмосфера места – это в некотором роде экспонат. Здесь ощущаешь что-то необычное. А прошлое становится неотъемлемой, хоть и неосязаемой, частью настоящего. Такая вот метаморфоза.
КАМЧАТКА
Котельная Камчатка. День рождения Виктора Цоя. Фанаты поют любимые песни. А на фоне шумит перфоратор. Вот так – кусок за куском – с фасада легендарной Камчатки снимают граффити, посвященные Цою.
БОРИС ПИОТРОВСКИЙ, вице-губернатор Санкт-Петербурга:
«Это часть нашей истории, это часть нашей культуры, это очень важно для поколения, которое здесь сегодня собирается. Это то, что важно для будущего поколения. Главная задача – это сохранение истории нашей страны, истории культуры. Чем мы активно здесь и занимаемся».
Фасад дома ждет капитальный ремонт. А это – попытка сохранить портреты и надписи, которые здесь оставляли фанаты со всей страны последние 30 лет. Рассматриваем их вместе с Сергеем Бугаевым. Он сыграл роль Мальчика Бананана в фильме «Асса» Сергея Соловьева.
СЕРГЕЙ БУГАЕВ, художник, музыкант, актёр:
«Москва, Новосибирск, Сыктывкар. Смоленск. Пою его песни и на фронте, и в тылу, и на свадьбе, и во время рождения детей. То, что писал Цой, – это гимны. Когда твои песни поют, это уже какое-то серьезное духовное событие».
После смерти легенды русского рока Камчатка стала культовой для фанатов. Он работал здесь кочегаром, чтобы не попасть под статью о тунеядстве. Устроиться сюда ему посоветовал художник и организатор творческой группы «Митьки» – Дмитрий Шагин, который тоже работал в котельной. Это был уголок свободы для ленинградского андеграунда. Здесь писали стихи, играли на гитарах любимые песни.
ДМИТРИЙ ШАГИН, художник, главный организатор и член творческой группы «Митьки»:
«Я мечтаю, что изобретут машину времени. И мы сможем попасть в то время. Это настолько было счастливое время – все были юные, молодые, вся жизнь впереди. И дух этого места остался. Его песни, которые здесь все время звучат».
Реставрация фасада Камчатки – это не просто ремонт. Это процесс, в котором важно сохранить историю места. Или хотя бы частично законсервировать её для следующих поколений поклонников.
АХМАТОВА
Поселок Комарово. Литературные окрестности Петербурга. Место, где наши культурные ориентиры были просто соседями по даче. Тут жил Гарбовский. Тут семья Стругацких. Здесь Илья Штемлер жил до последних своих дней.
А началось всё с зелёного дома посередине. Это дача Анны Ахматовой. Она называла её будкой. Именно сюда приезжали её птенцы – молодые поэты Анатолий Найман, Евгений Рейн, Дмитрий Бобышев, Иосиф Бродский.
В этом доме уже 20 лет живет председатель Союза писателей Петербурга Валерий Попов. Свои книги пишет на той же веранде, где когда-то писала сама поэтесса.
ВАЛЕРИЙ ПОПОВ, председатель Союза писателей Санкт-Петербурга:
«Присутствие Ахматовой очень впечатляет. Она тут создавала шедевры. Поднимаешь свой уровень благодаря Анне Андреевне. Все книги я закончил именно здесь. Здесь вообще мало что изменилось со времен Ахматовой. Тот же лес с соснами. Колодец. Скромные деревянные домики. Они продолжают жить своей особой жизнью. Жизнью дач литераторов».
ГАЛИНА ИЛЮХИНА, поэтесса:
«Мы просто все понимаем, что есть Ахматовская будка. Мы стараемся соблюсти традиции, которые не прерывались с 1955 года. Ни одни сезон не был пропущен. Всегда жили писатели. Во все эти годы. Несмотря на страшные 90-е эта преемственность была. Люди приезжают сюда работать. Писателю много не нужно. Дайте ему листок, ручку или теперь компьютер. И она сидит, работает, пишет».
Но совершенно не надо быть писателем, чтобы проникнуться атмосферой этого места. В Ленинграде вокруг Комарово собралось всё лучшее, что было в советской науке и культуре. А в Петербурге эта традиция продолжается. Меняются люди, но Комарово остаемся прежним.
Культовые места меняются в зависимости от эпох. Метаморфозы могут быть самые разные.
НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«Угол Невского и Владимирского проспектов. Здесь было легендарное кафе «Сайгон», где ленинградская молодежь заказывала маленький двойной. А сегодня на его месте – дорогой отель.
А в этом дворе до 18 лет жил Майк Науменко. Вот его балкон. На пятом этаже. Знал ли Майк тогда, что сегодня улица Жуковского станет модным местом, одной из барных улиц Петербурга?
Но есть в городе места, где спустя годы не меняется ничего. Пышечная на Большой Конюшенной».
Очередь за пышками, кофе и коты. Всё, как и 50 лет назад. Это тоже метаморфоза, где не происходит никаких метаморфоз. Как бы не менялся Петербург внешне, его особая атмосфера остаётся неизменной.