Репортаж Антона Цумана.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Полетели дальше. Одна из главных интриг этого форума – презентация обновлённой «Лады». Сейчас у нашего автопрома есть уникальная возможность начать новую эпоху – эпоху Возрождения. Ведь строительство автомобилей – это и есть один из драйверов экономики. Автомобили – это то, к чему мы все так или иначе имеем отношение: либо являемся владельцами машин, либо ездим на них. И столько лет мы пытались создать действительно уникальный, неповторимый, наш народный автомобиль… Почему почти у всех европейских стран получилось реализовать эту идею? У нас – не всегда это получалось. Но, может быть, сейчас и есть тот самый уникальный шанс, чтобы это произошло, и мы создали наш народный автомобиль. И не просто народный автомобиль, а ещё и качественный автомобиль. Есть у нас шансы? Или пойдём по принципу старой поговорки эпохи Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда»? Антон Цуман попытался найти ответ на этот вопрос».
Круглый стол. Российский автопром — настоящее и будущее. По виду — ещё одна дискуссия на полях экономического форума. По сути — попытка разобраться в том, что такой «российский автопро»: ответ на первый извечный русский вопрос «что делать», или на второй вопрос «кто виноват?»
Вопреки ожиданиям этот круглый стол проходил без участия гендиректора крупнейшего автопроизводителя страны – «Автоваза» – Максима Соколова. Который в прошлом году обещал, что цеха покинувшего Петербург автоконцерна «Ниссан» простаивать не будут.
И вот уже на нынешнем форуме он сам в компании Германа Грефа и председателя Минфина Антона Силуанова устраивает презентацию новой «Лады». Завелась не с первого раза. Как лишнее подтверждение народной мудрости: тише едешь — дальше будешь.
А вот тот и автозавод на Комендантском проспекте, кадры этой недели. Всего лишь меньше года назад с него тихо снимали иностранную вывеску. Внешне это пока незаметно, но его конвейеры готовы вновь ожить уже на этой неделе.
С момента своего зарождения в конце нулевых автопроизводительный кластер Петербурга был одним из главных двигателей экономики города. Три завода с сотнями рабочих мест. Как минимум вернуть производство автомобилей в Петербурге на докризисный уровень – задача номер один.
Новую «Ладу» на этой неделе можно было детально рассмотреть в декорациях экономического форума, именно эта модификация начнёт сходить с конвейера в Петербурге. Но в отличие от предыдущих изделий «Автоваза», завоевавших популярность благодаря доступности, эту модификацию пока не получится назвать «народной».
Эксперты авторынка уже отметили, что новая «Лада» идентична китайскому автомобилю марки FAW. Правда, попробуйте найти хотя бы 10 отличий. Но если вспомнить историю, то первый массовый автомобиль СССР — ВАЗ — тоже изначально был лицензированной копией итальянского Фиата-124. Лучшего автомобиля Европы 1967 года.
Егор и Константин — члены клуба владельцев легендарных ВАЗ-2101, прозванных в народе «Копейками» – отчасти из-за номера модели, отчасти из-за доступности. Эта хоть и произведена в 1974 году, находится в прекрасном состоянии. Но всё же вещи, привычные современным автомобилистам, здесь отсутствуют в принципе.
На этой машине, рассказывает Константин, его дедушка возил семью на дачу, забирал его из школы. Автомобиль не подводил и тогда, не подводит и сейчас. Недавно совершил путешествие до Армавира и обратно, почти без остановок. Да, здесь нет чёткой панели приборов, кондиционера. Но с автомобилем, который почти за полвека стал частью истории и страны и семьи, Констнтин расставаться не собирается.
К концу 80-х новые модели уже ни капли не напоминали «итальянского предка». Поэтому и не удивительно, что автопром СССР прочно вошёл в культуру нашей страны.
Но после распада Советского Союза, краха плановой экономики и перехода на рыночные рельсы состояние российского автопром находилось в упадке. За 20 лет иномарки из экзотики стали доминирующим большинством, а отечественный автопром превратился в героя анекдотов и объект насмешек. Но новая экономическая реальность, по мнению экспертов, может стать новой точкой роста для всей отрасли, главное не упустить этот шанс.
В своё время путь до «народного» автомобиля прошёл американский «Форд» в США, затем «Фольксваген» в Германии. Такая история может произойти и в петербургском автокластере. Ведь именно Петербург в начале прошлого века был, по сути, родиной на то время диковинной отрасли – автомобилестроение.
Спустя 15 лет эта фабрика стала филиалом первого крупносерийного автопроизводителя России. Автомобили Русско-Балтийского вагонного завода – они же «Руссо-Балты». Собирали их в Риге, с использованием иностранных комплектующих, но бренд автопрома Российской Империи прогремел на всю Европу уже тогда.
Виталий Кисличенко сегодня руководит воссозданным брендом «Руссо-Балт». Сегодня компания занимается инженерными разработками в сфере вагоностроения, авиации, новых материалов. Всё то, что может быть применено и в автопроме. И на вопрос, сможет ли российское автопроизводство стать лидирующим, отвечает так: да, если не будет пытаться догнать иностранных конкурентов, а активно начнёт осваивать новые ниши. Пример — набирающие популярность «электромобили».
И уже концерн «Алмаз-Антей» заявил запустить производство электромобилей «Нева» на бывшем заводе «Тойота». Но, как и век назад, всё начинается с идеи. А идей начинающих инженеров и небольших компаний как показывает практика достаточно и в России и в Петербурге.
Промзона на Волхонском шоссе. Полным ходом идёт сборка популярных российских колёсных вездеходов, которые успели завоевать авторитет не только в нашей стране, но и за рубежом. Ещё лет 10 назад это был, по сути, «гаражный стартап», сегодня — полноценное производство с мощностью 100 машин в год.
С шеф-пилотом Алексеем Гринько выезжаем на испытательный полигон. На испытание новой модификации для арктических широт. И судя по тому, как он справляется с одной из описанных Гоголем бед — плохой дорогой — понятно, такое могли придумать только в России.
Да, ещё 5 лет назад значительную долю деталей вездеходов составляли западные комплектующие. Сегодня соотношение такое: 20% – страны Азии, 80% – Россия и Беларусь. Даже внутренняя отделка и часть приборов. И это ясно показывает: у нас есть и возможности, и технологии. Осталось только правильно ими воспользоваться.