В гостях у программы «Утро в Петербурге» Назима Хасанова, заведующая балетной труппой Национального балета Узбекистана и Дилноза Артикова, солистка Национального балета Узбекистана.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: В Александринском театре представят российскую премьеру спектакля «Лазги. Танец души и любви» национального балета Узбекистана. Эффектная постановка известного немецкого хореографа и балетмейстера Рауля Раймондо Ребека посвящена древнему народному танцу лазги (лязги), который был включён ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества.
Николай Растворцев, ведущий: Когда лично вы познакомились с этим танцем? Как он появился в вашей жизни?
Дилноза Артикова, солистка Национального балета Узбекистана: Я родилась в Хорезме и до сих пор живу там. Лязги — это древний хорезмский танец. В Хорезме все танцуют с 7 до 70 лет. Это самый зажигательный и радостный танец. Он передается по крови, из поколения в поколения.
Николай Растворцев, ведущий: Почему именно этот танец удостоился права быть внесенным в список нематериальных шедевров человечества?
Назима Хасанова, заведующая балетной труппой Национального балета Узбекистана: Танец переводится как душа и любовь. Этим танцем мы хотим показать, что тот кто увидит или станцует эти движения, у того в душе зажигается огонь и он всю жизнь ведет человека.
Николай Растворцев, ведущий: Насколько он прост или сложен с точки зрения пластики?
Назима Хасанова, заведующая балетной труппой Национального балета Узбекистана: Это очень живой танец. Чем больше движения тела, тем это зрелищнее и эффектнее. Все, что одето на танцовщице, должно греметь.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как вы помогли иностранному коллеге понять эту страсть и душу народного танца?
Дилноза Артикова, солистка Национального балета Узбекистана: Моя наставница писала книгу о нашем танце. Консультант пригласил ее, чтобы она рассказала про наш народ, культуру и танцы. Раймондо очень заинтересовался этим и специально поехал в Хорезму. Увидел там наши свадьбы, традиции, музыку. Благодаря этому он смог поставить танец.
Николай Растворцев, ведущий: Допустима ли в танце импровизация?
Дилноза Артикова, солистка Национального балета Узбекистана: Есть танец, который невозможно испортить. Вся труппа должна делать движения одновременно. А есть хорезмский танец «Сурнай Лазги», где я танцую и импровизирую.
Николай Растворцев, ведущий: Какую публику ждете на премьеру?
Назима Хасанова, заведующая балетной труппой Национального балета Узбекистана: Мы выступаем перед разной публикой. Нашу публику ничем не удивишь, но она тоже всегда в восторге. Даже если российская публика не поймет, мы все равно сможем зажечь и показать свое мастерство. Мы уверены, что всем понравится.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Сколько было создано шедевров костюмного искусства?
Назима Хасанова, заведующая балетной труппой Национального балета Узбекистана: Костюмы нам шил Фрол Буримский. Он тоже погружался в нашу атмосферу — ездил по базарам, свадьбам, магазинам, много гулял по Узбекистану. Смотрел, какой должен быть крой, на что обратить внимание. Все боялись отойти от нашего национального этикета, поэтому все предусмотрено.