Андрей Смирнов, ведущий:

Современники называли архитектора Николая Львова русским Леонардо. Он освоил практически всё: от строительства до поэзии, от музыки до геологии. Именно он построил в Петербурге Невские ворота Петропавловской крепости, знаменитую усадьбу Державина, здание Главпочтамта, ну и наконец всем нам хорошо знакомую церковь «Кулич и Пасха» в усадебном парке директора Императорского фарфорового завода. Но, пожалуй, самым выдающимся архитектурным произведением Николая Львова, фактически возведённым из земли, стал знаменитый Приоратский дворец вот здесь — в Гатчине.

Константин Иванов, заведующий отделом «Приоратский дворец» государственного музея-заповедника «Гатчина»:

Несомненно Приоратский дворец — это шедевр. Но это скорее такой амбициозный научный эксперимент Львова.

Андрей Смирнов, ведущий:

Почему это место было выбрано вот здесь для строительства? Потому что насколько я понимаю здесь совсем всё заболочено.

Константин Иванов, заведующий отделом «Приоратский дворец» государственного музея-заповедника «Гатчина»:

По одной версии этому способствовал недруг Львова — управляющий Гатчиной Пётр Хрисанфович Обольянинов, который в общем-то пытался вставлять этому талантливому человеку «палки в колёса». И когда встал вопрос о том, где же ставить здание Приората, он привёл его сюда и сказал: «Вот другого места мы вам не можем предложить». Действительно мы стоим на краю оврага. Здесь была такая ложбина, по которой бежал ручей, и заканчивалось всё такой болотистой местностью. Я думаю, что Львов специально выбирал такое место посложнее, чтобы решать сразу несколько задач при возведении Приоратского дворца.

Андрей Смирнов, ведущий:

То есть другими словами, он сам себе решил бросить вызов?

Константин Иванов, заведующий отделом «Приоратский дворец» государственного музея-заповедника «Гатчина»:

Да. Львов же решил, что из земли можно делать абсолютно всё — даже здание достойное самого императора.

Андрей Смирнов, ведущий:

А Павел I знал об том, что будет использоваться вот эта технология?

Константин Иванов, заведующий отделом «Приоратский дворец» государственного музея-заповедника «Гатчина»:

Конечно.

Андрей Смирнов, ведущий:

То есть он дал согласие на такое?

Константин Иванов, заведующий отделом «Приоратский дворец» государственного музея-заповедника «Гатчина»:

Конечно. Это изначально была идея Павла I. И не спроста. Дело в том, что Павел серьёзно работал над Лесным кодексом. Он учреждает Лесной департамент и издаёт Указ как раз о выделении леса для строительства казённым крестьянам. Но дома деревянные, они быстро горят. И для этого появлялось поле для злоупотребления. Дом построили, он сгорел, надо ещё рубить лес. И Павлу нужно было найти какие-то альтернативные материалы для строительства. И тут Львов, как нельзя кстати, изучая эту землебитную технологию, осуществил мечту. И Павел ему поручает опробовать.

Андрей Смирнов, ведущий:

Константин Евгеньевич, если мы рассуждаем о гении Львова, правильно ли я понимаю, что куда бы мы внутри Приоратского дворца не посмотрели, везде будет уникальная какая-то математическая точность, с которой он всё проектировал и создавал?

Константин Иванов, заведующий отделом «Приоратский дворец» государственного музея-заповедника «Гатчина»:

Совершенно верно. Львов был яркой фигурой эпохи русского Просвещения. Этим многое объясняется.

Андрей Смирнов, ведущий:

Мы подошли к той технологии, о которой мы уже с вами говорили — землебитная технология. Поняли, что для конца XVIII века в России, по крайней мере, она была очень прогрессивной. Вот, что она из себя представляет? Что это вообще такое?

Константин Иванов, заведующий отделом «Приоратский дворец» государственного музея-заповедника «Гатчина»:

Технология, с одной стороны, вроде бы, простая. Берём землю, проверяем её на пригодность к строительству. То есть берём на штык-лопаты, сжимаем в кулачок, разжимаем. Если земля держит форму, значит она имеет определённую примесь глины и пригодна для строительства. Землю просеивают. И затем её в деревянную опалубку насыпают ровными слоями. И слой за слоем плотно утрамбовывают. Берут инструмент деревянную трамбовку, и бьют до тех пор, пока слой земли не начнёт издавать звонкий звук, как камень. Тогда его проливают известковым раствором и следом насыпают очередной слой. И его точно также утрамбовывают.

Андрей Смирнов, ведущий:

Отсюда и название землебитный — то есть бить землю этими специальными инструментами? Утрамбовывать?

Константин Иванов, заведующий отделом «Приоратский дворец» государственного музея-заповедника «Гатчина»:

Всё было бы просто. Если мы посмотрим на образцы трамбовок, то мы видим пять различных конфигураций трамбовок. Эти различные трамбовки, они имеют разную конфигурацию.

Андрей Смирнов, ведущий:

Такая уже овальная получается. Конусообразная.

Константин Иванов, заведующий отделом «Приоратский дворец» государственного музея-заповедника «Гатчина»:

Каждая трамбовка используется на определённом этапе изготовления земляных стен. Нужно знать в какой поочерёдности в каком месте какой трамбовкой бить. Вот этот эффект зонного нагнетания, позволяет создавать сверхплотные структуры. В этом-то и заключается секрет львовского метода.

Андрей Смирнов, ведущий:

Как строились отношения Львова и Павла I? Сразу ли ему понравилс проект или были какие-то замечания, недовольства?

Константин Иванов, заведующий отделом «Приоратский дворец» государственного музея-заповедника «Гатчина»:

Ну, во-первых, Павел I попросил его поставить эксперимент и построить угол избы под крышкою, чтобы убедиться, что вот эта землебитная технология действительно такая уникальная. Что Львов и исполнил. Вот этот угол избы под крышей исследовали приближённые Павла I, в том числе его сын Александр со своей супругой прибыли посмотреть. Супруга взяла зонтик, и остриём зонта от солнышка попыталась просверлить в стене дырку.

Андрей Смирнов, ведущий:

Землебитной?

Константин Иванов, заведующий отделом «Приоратский дворец» государственного музея-заповедника «Гатчина»:

Землебитной. Стена оказалась прочной как камень. По легенде кто-то из офицеров достал инструмент посерьёзней — палаш офицерский — и уже палашом проткнуть или хотя бы оцарапать эту стену. Стена опять-таки устояла.

Андрей Смирнов, ведущий:

Если мы продолжим разговор об инженерном абсолюте и гении Львова, правильно ли я понимаю то, что все эти арки, которые есть внутри дворца, мы можем их видеть, они тоже не на пустом месте?

Константин Иванов, заведующий отделом «Приоратский дворец» государственного музея-заповедника «Гатчина»:

Да, это не просто архитектурный элемент, это элемент инженерной конструкции — они перераспределяют нагрузку. Это своеобразная распорка.
Башня — это очень важный элемент замка — донжон, так называемый. И естественно в библейской мифологии башня символизирует незыблемость убеждений или прибежище праведников. Здесь рыцарский дух, такая архитектурная игрушка может быть, которая создаёт определённое настроение.

Андрей Смирнов, ведущий:

Добрались до самого верха башни Приоратского замка. Сколько вообще высота её?

Константин Иванов, заведующий отделом «Приоратский дворец» государственного музея-заповедника «Гатчина»:

31 метр. Приезжают различные конспирологи, которые начинают что-то высчитывать, утверждать, что Львов, он масон, мартинист — значит он закладывал какие-то массонские нумерологические символы. Кстати, здесь действительно есть нумерологический знак — в башне 78 ступенек.

Андрей Смирнов, ведущий:

Не просто так?

Константин Иванов, заведующий отделом «Приоратский дворец» государственного музея-заповедника «Гатчина»:

Не просто так. Во-первых, башня — это символ, она символизирует лестницу Якова — связь земли и неба. По башне ангелы ходят вверх и вниз. 7 и 8 — это числа. 7- число человека, 8 — число Бога.

Андрей Смирнов, ведущий:

Мы с вами начинали наше путешествие по Приоратскому дворцу с того, что для самого архитектора Львова — это был экспериментальный проект. И император Павел I, как раз тоже решил посмотреть, насколько вся эта землебитная система работает. В итоге он остался доволен?

Константин Иванов, заведующий отделом «Приоратский дворец» государственного музея-заповедника «Гатчина»:

Несомненно Павел остался доволен. И в пользу этого говорит ещё то, что он учреждает два учебных заведения своими именными указами — это школа землебитного строительства и школа практического земледелия, в учебную программу которой тоже входило землебитное строительство.

Андрей Смирнов, ведущий:

Явно есть миллион легенд мифов и тайн, которые окружают Приоратский дворец. Наверное самый известный — это некий подземный переход, путь из Большого гатчинского дворца сюда.

Константин Иванов, заведующий отделом «Приоратский дворец» государственного музея-заповедника «Гатчина»:

Да, конечно. Эта легенда очень живучая. Здесь, в Гатчине очень много подземных коммуникаций. И Львов, когда работал с этим участком земли, он создавал достаточно сложную дренажную систему, которая бы отводила излишки воды в озеро. И вот часть этих водоводов многие исследователи, реставраторы принимают за подземные ходы. Хотя они таковыми и являются. Потому что вот эти коммуникации, они были предназначены для перемещения по ним работников, которые должны были следить за ними и обслуживать.

Андрей Смирнов, ведущий:

Сегодня имя Львова забыто?

Константин Иванов, заведующий отделом «Приоратский дворец» государственного музея-заповедника «Гатчина»:

Львов оставил после себя огромный след, причём не только в архитектуре, но и в музыке. Его знаменитый сборник русских народных песен, которые он создавал совместно с Иваном Прачем — чешским музыкантом, это в общем-то азбука для всех воспитанников музыкальных школ.