В гостях у программы «Утро в Петербурге» Елена Королькова, заведующая сектором юга Евразии Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.
Василий Киров, ведущий: Сегодня в еженедельной рубрике поговорим про Сибирскую коллекцию Петра I. Это самое раннее археологическое собрание нашей страны, которое было собрано благодаря кругозору знаний императора. Как возникла эта коллекция? Какие предметы она включает?
Елена Королькова, заведующая сектором юга Евразии Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения: Это очень небольшая коллекция. Она включает в себя около 250 предметов. Все предметы сделаны из золота и представляют собой еще и историческую, и художественную ценность. Собраны они были благодаря грабительским раскопкам, которые проходили на территории Сибири. Поскольку Россия продвигалась в это время на Восток, это были новые территории, и геополитические интересы страны требовали усилий картографов, поскольку территории были неизвестны. И вот первопроходцы разрушали курганы, раскапывая их. Некоторые предметы из коллекции датированы II и IIX веком до н.э. потому что происходят из разных курганов.
Людмила Ширяева, ведущая: А можно сказать, что это были за народы?
Елена Королькова, заведующая сектором юга Евразии Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения: Нет, конечно. Скорее всего, это были наши предки — евразийские кочевники. Интересно то, что они находились в контакте со многими государствами и оседлыми народами. Большая часть украшений принадлежит киевскому периоду.
Людмила Ширяева, ведущая: По вашему мнению, Петр мог строить экономические связи с учетом этих находок? И понимал ли он их историческую ценность?
Елена Королькова, заведующая сектором юга Евразии Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения: Он один из немногих понимал историческую ценность этих предметов. Потому что издал первые указы о сохранении памятников старины, запрещающие проводить раскопки. Петр собирал эту коллекцию не как драгоценную, а как историческую. Он планировал издание истории народов России, включая новые Сибирские экспонаты. Об экономических связях он тоже думал, только хотел их организовывать через реки. Когда искали эти пути, осваивались новые территории с курганами. Находились ценные украшения. И искали места, откуда кочевники брали столько золота. Но этот вопрос до сих пор остается открытым.