ДМИТРИЙ АКСЁНЧИК, корреспондент:
Осень 1941 года. Ленинградская филармония открывает новый, 21 сезон. В Новосибирске. Всего в эвакуации заслуженный коллектив во главе с дирижером Мравинским исполнил сотни концертов, многочисленные афиши и программки к которым — летопись жизни филармонии вдали от дома. Это их электронные копии. Оригинальные же сейчас на реставрации.

Афиши и программки новосибирского периода восстанавливают специалисты института истории российской академии наук. Проект «военная летопись филармонии» рассчитан на 3 года, за которые планируют провести научную реставрацию более 700 бумажных памятников культуры. Работать с которыми, как ни странно, сложнее, чем с документами 18 века. Ведь бумага военных лет сильно уступает им в качестве.

ТАТЬЯНА БАЗАРОВА, заведующая Научно-историческим архивом и группой источниковедения Санкт-Петербургского института истории РАН:
В XVII- XVIII веке это была тряпичная бумага изготовленная из натуральных материалов здесь же уже в основе этой бумаги лежит в основном целлюлоза. Эта бумага она желтеет она становится хрупкой мешает по краям.

А потому афиши требуют самого нежного подхода. Для начала, нужно их, деликатно, пропылесосить. Чтобы удалить не только загрязнения, но и так называемых, биологических агентов.

споры грибов, яица насекомых. Поэтому, это процедура обязательна.


Далее — купание. Дабы удалить остатки грязи, придать свежести. Тот случай, когда вода не разрушает бумагу, а идёт ей на пользу. Под листом и поверх него — защитные сетки, чтобы не разбить полотно струёй. На этом же этапе, специальными растворами понижают кислотность, которая проявляется пожелтением.

ЕЛЕНА ШЕПИЛОВА, научный сотрудник Лаборатории комплексного исследования рукописных памятников Санкт-Петербургского института истории РАН:
Ну вот она как копчёная, такого коричневатого оттенка, и мы отбеливающие реагенты не применяем потому что она и так очень хрупкая.

По той же причине, восполняя бумажные утраты, используют только натуральные материалы. В качестве клея — пшеничный крахмал.

ЕЛЕНА ПАХАЛОВА, художник-реставратор Санкт-Петербургского института истории РАН:
А восполнение мы делаем подобранной бумагой реставрационной. Специально мы подбираем её по фактуре, толщине, цвету.

Валик поможет избавиться от складок. Полностью полотно расправится под прессом. Это один из заключительных этапов омолаживающих процедур.
Реставраторы уже восстановили порядка 20 экземпляров. В июне, к 120-летию Евгения Мравинского, их вернут домой, в библиотеку Филармонии. Они помогут понять, как развивалась музыкальная культура в военное время. Например, эта афиша свидетельствует об исполнении на одном из концертов произведения Вагнера, особо популярного в Третьем рейхе. Но для Мравинского музыка не имела идеологических границ.