B издательстве «Слово» вышла книга с интригующим названием «Культура как скандал. Из истории Эрмитажа». Для нас Эрмитаж и скандалы — несколько непривычное сочетание, тем удивительнее, что один из авторов — генеральный директор музея Михаил Пиотровский. Вместе с британской журналисткой Джеральдин Норман авторы рассказывают о 300-летней истории Эрмитажа — как хроники баталий вокруг знаменитого музея. Дело в том, что Эрмитаж — воплощение коллекционирования произведений искусства в предельном масштабе, и статус всемирного энциклопедического музея собирает в себя и весь негатив этого процесса. К примеру, все большую злободневность приобретает проблема реституции произведений. Эрмитаж как Лувр, Метрополитен, или Британский музей — постоянные участники «войн памяти», от них требуют «вернуть чужое». В книге истории о том, как музейщики ищут не скандальные решения. В целом же, мировые центры настаивают на ценности энциклопедических универсальных музеев, в противовес провинциализации культуры. В качестве удачного примера приводят Лувр Абу-Даби. Надо сказать, что у Эрмитажа есть похожая инициатива — в масштабах России — музей создает свои центры в разных городах. Один из них — ближайший к нам, в Выборге, там открылась выставка «Дары Востока. Средняя Азия и Россия во второй половине XIX – начале XX веков».