АННА СМИРНОВА, корреспондент:
Энциклопедия русского аристократического интерьера — иногда так называют Юсуповский дворец на Мойке. Каждая зала оформлена в своём стиле, это — наиболее экзотичная — Мавританская гостиная. Всего на один день убранство этой комнаты дополнили историческими деталями.
Скатерти, вышивки и подушки ненадолго вернулись в родные стены благодаря выставке «Юсуповы и Восток», это пятая временная экспозиция совместного проекта Юсуповского дворца и Государственного Эрмитажа «Мир русского дворянства».
ВАЛЕНТИНА НАБОК, хранитель Юсуповского дворца:
Сейчас странно увидеть интерьер, забросанный подушками, как было когда-то в этой гостиной. Поэтому те немногие свидетельства художественного убранства Юсуповского дворца, к числу которого относятся акварели художника Редковского, они для нас — бесценный исторический материал.
Вот так выглядела комната в 50-х годах 19 века. Князь Николай Борисович Юсупов-младший одним из первых заинтересовался восточным происхождением своего рода. Реализовал его идею архитектор Ипполит Монигетти. Эта гостиная была не только возвращением к корням, но и дань моде на мавританский стиль. Ориентировались тогда на Альгамбру в Испании. Киссоны на потолке, крылатые вазы в нишах и, конечно — большое количество восточных тканей.
МАРИЯ МЕНЬШИКОВА, старший научный сотрудник Отдела востока Государственного Эрмитажа:
Портьеры у проходов сохранились и дошли до нашего времени. Здесь же можно видеть и сохранившуюся люстру, камин, вот эти предметы стоят на полочках.
Определить принадлежность предметов помогли сохранившиеся бумажные бирки. На них так и значится — местоположение: Мавританская гостиная Юсуповского дворца. Здесь собирали предметы из разных стран — иранские завесы, турецкие ткани, китайские скатерти.
МАРИЯ МЕНЬШИКОВА, старший научный сотрудник Отдела востока Государственного Эрмитажа:
А вот эта подушка, которая как бы с вязью арабской, на самом деле это имитация. Не читается эта надпись, мы даже с Михаилом Борисовичем консультировались. Он сказал — нет, к сожалению, не читается. А вот то, что на стенах, это читается. Это действительно стихи из Корана.
Особая история у этой скатерти, расшитой золотыми и серебряными нитями. Она была выполнена в Китае ещё в начале 18 века и предназначалась для украшения стен дворца китайского императора.
МАРИЯ МЕНЬШИКОВА, старший научный сотрудник Отдела востока Государственного Эрмитажа:
Регламентировалось, что император может носить изображение дракона, у которого должно быть 5 пальцев и 5 когтей. И вот эти потрясающие имперские ткани невероятной ценности были разрезаны ножницами, и из них были сшиты скатерти.
ВАЛЕНТИНА НАБОК, хранитель Юсуповского дворца:
Неотъемлемой частью любого стиля были ткани как естественная часть декоративного убранства. И надо сказать, что это одна из самых уязвимых частей интерьера. Они скорее подвергаются износу. Их труднее всего пронести через века.
Богатая коллекция Юсуповых после 1918 года недолго оставалась во дворце. Спустя время предметы дворянского быта были переданы в собрания разных музеев, но и сегодня они хранят тонкую связь с этой старинной усадьбой.