В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Екатерина Хмельницкая, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель Коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI веков, доктор искусствоведения.

Людмила Ширяева, ведущая: В марте в Главном Штабе Государственного Эрмитажа открылась постоянная экспозиция, посвященная творчеству художника-фарфориста, заслуженного художника России, члена корреспондента Российской Академии художеств — Инны Олевской.

Василий Киров, ведущий: Инна Соломоновна проработала на Императорском фарфоровом заводе более 50 лет. Она не просто работала, а служила заводу и буквально жила фарфором.

Людмила Ширяева, ведущая: Когда слышишь словосочетание изделия из фарфора, то представляешь столовые предметы и приборы. А когда слышишь слова пластика фарфора, то представляешь другой мир. Нужно ли это воспринимать по-разному?

Екатерина Хмельницкая, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель Коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI веков, доктор искусствоведения: Вы правильно отметили про другой мир. Действительно фарфоровое произведение или фарфоровая пластика — это скульптура. Она настолько необычна и оригинальна, что аналогов в мире этому нет. Это именно монументальные большие произведения, которые сопоставимы с монументальными жанрами искусств. Это постоянная экспозиция, которая долго будет радовать наших горожан и туристов.

Василий Киров, ведущий: Инна Олевская создавала скульптуры для кого-то или изначально подразумевали музейную экспозицию?

Екатерина Хмельницкая, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель Коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI веков, доктор искусствоведения: Она была гениальным скульптором и творцом. Одна из ее последних скульптур создавалась по велению творческого порыва, не на заказ. Работа, которая сейчас на экране, самая большая и крупная, одна из самых больших в истории фарфора. Эта композиция называется «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Здесь очень много цитат и художественных реплик, отсылок на искусство средневековья и на поэзию Золотого века. Ее обступают Пушкин и Дантес, Моцарт и Сальери, а также причудливые фигуры ангелов. Это философская сюита-размышление о том, что такое искусство для Инны Олевской как мастера и художника, как она его видит. Этот скульптурный ансамбль – уникальное произведение фарфорового искусства, которому нет и не может быть аналогов.

Людмила Ширяева, ведущая: Как технологически происходит взаимодействие с фарфором?

Екатерина Хмельницкая, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель Коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI веков, доктор искусствоведения: Прежде всего, это мастерство скульптора. Сначала Инна лепила из пластилина, любая модель сначала лепится из пластилина. Она лепила эту Музу дома. Из мрамора можно слепить что угодно, а из фарфора лепить сложно. Тут есть свои сложности, потому что это искусство огня. После обжига она все шлифует.

Людмила Ширяева, ведущая: Есть ли различия в производстве скульптур и предметов из фарфора, которыми мы пользуемся дома?

Екатерина Хмельницкая, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель Коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI веков, доктор искусствоведения: У монументальной скульптуры технологически другое производство. Основа того, как создается фарфор, идентична.

Василий Киров, ведущий: Какая работа вдохновила вас больше всего?

Екатерина Хмельницкая, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель Коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI веков, доктор искусствоведения: Самая большая работа «Гений и злодейство – две вещи несовместные» до смерти художницы стояла у нее дома — дом на Чайковского. Инна выставляла эту вещь на выставке — у нее была персональная выставка в Эрмитаже. Потом она очень хотела, чтобы эта вещь попала в собрание Эрмитажа. 

Василий Киров, ведущий: Когда мы говорим о фарфоре, чаще всего имеем в виду императорский фарфор. Важно отметить, что Инна Олевская все-таки современный автор. Фактически все это создавалось в Петербурге не так давно, в последние годы?

Екатерина Хмельницкая, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель Коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI веков, доктор искусствоведения: Да, она ушла из жизни около двух лет назад. Прожила очень яркую, творческую жизнь. Была неординарной личностью. Только у таких неординарных личностей бывают такие произведения искусства.