ЛИГИЯ БЕЛЯНСКАЯ, корреспондент:
Московские Триумфальные ворота — самое крупное чугунное сооружение в мире. Его возводили в течение 4 лет. 23 метра в высоту, 36 в ширину. Мощные 15-тиметровые колонны, общий вес которых — 450 тонн. В феврале архитектурный шедевр с почти 2-вековой историей начали готовить к реставрации, памятник стал скрываться за строительными лесами. Сейчас очередь дошла до медных скульптур крылатых гениев — они впервые за 20 лет спустятся с возвышения и сложат доспехи.
Процесс демонтажа небыстрый и нелёгкий — каждую статую, которая весит около 200 килограммов, нужно открепить от фриза ворот, зафиксировать на деревянном щите и спустить сложную конструкцию на землю, чтобы подготовить к переезду.
ЮРИЙ ЩЕДРОВ, руководитель реставрационной компании:
Мы делаем соответствующие ящики для транспортировки и перевозим в мастерскую.
Туда же отправятся доспехи, щиты, штандарты, бронзовые буквы — все съемные элементы объекта.
СЕРГЕЙ МАКАРОВ, председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга:
Чуть ковырнул, а там проблемы. Расчистят, оценят масштаб разрушений и поймут, какую технологию, каким образом их привести в должный вид, чтобы поставить обратно.
Памятнику действительно нужно отдохнуть — его разрушают петербургский климат, городская пыль, вибрация от постоянного движения транспорта. А ещё несочетаемость разных видов металла — сами ворота чугунные, скульптуры медные. Их соседство ускоряет коррозию.
ЮРИЙ ЩЕДРОВ, руководитель реставрационной компании:
Там есть сопряжение чёрного металла и цветного. Это всегда вызывает агрессивную среду в месте соприкосновения. Мы будем соблюдать аутентичность обязательно и сохранять те материалы, которые были изначально. Мы будем всячески стараться, чтобы соприкосновения не было, мы должны этого добиться. В том числе через материалы, которые будут выступать в качестве прокладки.
Все детали вернутся на своё историческое место не только защищёнными. Сейчас они поблёкли и выгорели на солнце, а после реставрации заиграют новыми красками.
ЕКАТЕРИНА ШИШКИНА, начальник отдела памятников и мемориальных досок Государственного музея городской скульптуры:
Будут они выкрашены, цвет называется «под оксидную бронзу, под патинированную бронзу». Этот цвет будем подбирать по нашим архивным документам, по колерному бланку КГИОП. Сам Стасов описывал этот цвет.
Проектируя памятник, Василий Стасов вдохновлялся античной архитектурой. Триумфальная арка напоминает Афинский Акрополь. И чтобы петербургская достопримечательность не превратилась в древние развалины, до конца следующего года масштабное сооружение будет скрыто за строительными лесами.