Типичная примета начала весны в Петербурге: таблички на калитках парков и садов города — «Закрыт на просушку». Но какая может быть просушка, если снег ещё лежит? И зачем вообще просушивать сады и тем более их закрывать? Разбирался Антон Цуман.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Важная городская новость. Продолжаем вести наш своеобразный дневник наблюдений за природой. Комитет по благоустройству приступил к постепенному закрытию садов, парков и скверов на просушку после зимы. Такие меры принимаются по результатам мониторинга фактического состояния каждого конкретного объекта зеленых насаждений. В первую очередь, закрываются сады и парки, имеющие полное ограждение. Однако уйти на просушку могут и те объекты, которые не огорожены.
Садовники уже вешают запрещающие таблички и по возможности закрывают вход на территории. Закрыты сад Василеостровец, Юсуповский, Лопухинский, Никольский, Румянцевский, Таврический сады, Казанский и Екатерининский скверы, парк Екатерингоф, Московский парк Победы, сад Девятого Января, в Пушкине – парк Мариенталь, а также Детский, Отдельный и Буферный парки. Продолжать можно долго.
Итак. Петербургские сады ушли в своеобразный отпуск. Когда их откроют и почему закрывают? Тему продолжит Антон Цуман».
Никольский сад. Посетителям вход закрыт, журналистам можно, но только ненадолго, поясняет заместитель директора садово-паркового хозяйства «Центральное» Наталья Машкова. Она же объясняет: причина того, что исторические сады закрываются с середины марта по середину апреля, кроется в особенности их ландшафтной архитектуры. Точнее, дорожках.
Щебёночно-набивная дорожка в разрезе выглядит примерно так. Самый нижний слой — песок, на него укладывается щебень, сперва крупные фракции, затем более мелкие. И на самом верху — подсыпка из гранитной крошки. Такие дорожки активно впитывают влагу, которой весной становится слишком много. Поэтому каждый оставленный след будет на виду.
Всего 5 минут прогулки двух человек по насыщенной влагой дорожке — и вот результат. Поэтому с 2014 года в правилах использования и охраны территорий зелёных насаждений, утверждённых правительством города, чётко прописан пункт : «с 25 марта по 1 мая парки, скверы, сады, имеющие ограждение, закрываются на просушку». Но в Комитете по благоустройству подчёркивают: формального подхода к этой норме нет. Всё будет зависеть от погодных условий.
Закрывать сады на просушку — не сегодняшнее изобретение. Вот кадры из архива Ленинградского телевидения. Апрель 1968 года. Многолюдный Невский, рядом совершенно пустой «Катькин садик», с запертыми воротами и такой знакомой табличкой. А открывались сады как раз к Первомаю, к демонстрациям и торжественным пионерским линейкам.
Ещё одна причина, почему весной садам и паркам Петербурга лучше обойтись без посетителей. Вот вроде типичное для многих парков Петербурга дерево — ель. Но именно весной с повышением среднесуточной температуры запускается один и самых важных природных процессов — вегетативный. В переводе с научного — процесс роста.
Профессор Лесотехнического университета Владимир Скупченко показывает микроскопические срезы еловых почек. Формируются они осенью, а именно в марте их клетки начинают активно делиться, зачаток побега увеличивается в размерах в два раза всего за четыре дня. В это время растение активно поглощает питательные вещества из почвы, а значит, любое воздействие на корневую систему может быть опасным.
Но не менее интересные процессы в это время года происходят и в самой почве. Неважно, городской сквер или лесопарк — с началом весны жизнь пробуждается везде. С заведующим кафедрой почвоведения и экологии почв СПбГУ Алексеем Русаковым собираем образцы для исследования. Той почвы, которая типична для скверов и парков Петербурга. И вот её типичные обитатели, которые уже проснулись, несмотря на нерастаявший снег. Дождевые черви. Именно в период снеготаяния они начинают активно двигаться, разрыхляя почву. У них даже пульс учащается, что можно разглядеть под микроскопом.
Видно, как рядом ощупывает пространство в поисках питательной органики многоножка, пытается спрятаться от яркого света круглый червь-нематода. И это только на уровне макромира. В целом в одной этой ёмкости живых организмов больше, чем людей на земном шаре. Живой мир петербургского парка как на ладони. В обрамлении хрупкого мха, у которого уже начали созревать коробочки со спорами.
И даже шутки непредсказуемой петербургской погоды никак не могут повлиять на строгий природный график. Вот пример: даже несмотря на сильный снегопад с деревьев начинают снимать специальные чехлы, которыми их укрывали в начале осени, чтобы защитить от морозов и испарений. Деревья просыпаются, и их, как говорят специалисты пора раскрывать.
Тем временем в оранжереях садово-парковых хозяйств вовсю готовятся к новому сезону, сезону посадки. Здесь всё подчинено старинному принципу «готовь сани летом, а телегу зимой». Точнее пока за окном снег — самое время готовить городские цветы к посадке.
Вместе со студентами-практикантами агротехнического института постигаем мастерство «пикировки». То есть пересаживаем молодые ростки виолы, они же «анютины глазки», в новые, более просторные кассеты. В середине апреля их начнут высаживать на цветники и клумбы садов и парков. Гвоздики, бархатцы, бегонии, экзотические лизимахии — всего в городе их планируется к посадке 5 с половиной миллионов.
И вот ещё одно подтверждение факта, что сады для самого северного мегаполиса Европы — больше чем традиция. Пока вход в парк музея-заповедника «Царское село» из-за просушки ограничен, в его оранжереях — «Верхних теплицах» — работа в самом разгаре. Для главного специалиста комплекса Мавжуды Аслами эти средиземноморские лавры как родные дети. Все 212. И сейчас подходит к концу их 8-месячный период зимовки. К маю на 4 месяца они украсят дорожки парка Царскосельского дворца.
Садовые оранжереи на этом месте существуют уже 3 века. И уже сегодняшние агрономы кропотливо продолжают работу с видами растений, которые цвели в парках Царского Села и 200 и 300 лет назад. В полной мере иллюстрируя высказывание Дмитрия Лихачёва о том, что прообраз всех садов — это рай. Иначе и не скажешь.
Итак, до начала нового сезона в петербургских скверах и парках осталось меньше месяца. Тогда же должна завершиться и весенняя просушка. К ней можно относиться с пониманием или с негодованием, но важно помнить одно — ровные дорожки и красивые газоны наших исторических петербургских садов летом стоят того чтобы отказаться от пары недель прогулок ранней весной.