Забытые черты города — в репортаже Полины Ганичевой.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь об одной удивительной сенсации. Специалисты «Водоканала» нашли фрагменты деревянного водопровода XVIII века. Их обнаружили возле станции метро «Нарвская» во время реконструкции сетей. Напомню, что первые водопроводные системы в Петербурге появились практически со дня его основания. Но водопровод был дорогой роскошью и не получил массового распространения. И лишь в 1739 году по предложению «Комиссии о Санкт-Петербургском строении» питьевую воду стали подавать из Лиговского канала, цитирую, «через деревянные подземные трубы из сверленых бревен, шириною в диаметре в 6 дюймов». Вот такой фрагмент и нашли сейчас сотрудники водоканала.
Вообще, изучать историю города можно не только по учебникам. Но и по деталям городского ландшафта. Нужно только знать, на что обращать внимание во время прогулок. Часто идёшь и думаешь: а что это такое? Металлическая печать на стене дореволюционного дома? Или огромное чугунное кольцо, вбитое на высоте 4-х метров? Или каменная ниша в подворотне, маленькая ниша, в которой только кот или собака могут спрятаться?
Огромное количество таких артефактов обнаружит пытливый взгляд во время прогулок по городу. Итак. Забытые черты Петербурга. Непонятные элементы городской архитектуры Петербурга. Непонятные для нас, но такие важные и нужные для поколений прошлых эпох. Полина Ганичева продолжит тему».
Улица Некрасова. Рестораны, театры, архитектура. Кажется, на всё в Петербурге уже есть своя гиперссылка. Но если смотреть очень внимательно и не через объектив смартфона — появляется другой, невидимый Петербург.
Эту маленькую, но важную деталь на фасаде филармонии нам нужно увидеть как можно ближе. Даже если вы гуляли по Итальянской улице тысячу раз, возможно, именно её так и не рассмотрели. Главный вопрос — наш с краеведом Виктором Варгановым — кто это: змея или утка? Точно змея. И исключительно из утилитарных соображений. Украшение фасада — это только вторая задача этих элементов. Первая — вполне земная. Водоотведение.
В Петербурге всё должно быть прекрасно. И даже холодильники, которыми пользуется исключительно кухарка. Ещё раз: в кадре сразу несколько холодильников!
Место под эти ниши, которые сейчас закрывают деревянные решётки, оставили ещё в начале строительства. Внутри дома (на кухне или даже на лестнице) были дверцы. До 30-х годов 20 века, пока не появились первые импортные холодильники, продукты (конечно, только зимой) хранили в этих нишах.
Бывает и наоборот: исчезает не сам артефакт, а его назначение. Вот, например, металлическое кольцо во дворе на Галерной. Похоже, коновязь. Возле такого могли оставлять лошадей. Но это только на первый взгляд…
ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«Но какого роста должен был быть этот человек — хозяин лошади — и сама лошадь, чтобы дотянуться до этой отметки на высоте не меньше 3 метров! И вот этого крыльца в то время здесь, скорее всего, не было. Так что достать просто невозможно. Но есть и вторая версия того, как это кольцо можно было использовать. Рядом находится большая дверь и старые петли (расставлены ещё шире). Очевидно, здесь тогда мог располагаться каретный гараж. И вот когда экипаж заезжал внутрь или выезжал, двери нужно было широко открыть и зафиксировать. Как? Например, одну дверь верёвкой (через кольцо), а другую — через колечко поменьше, в углу».
И если сегодня мы не можем установить точное назначение этого предмета, значит, он слишком давно перестал приносить пользу. А вот деталь из 1872 года, без которой до сих пор не обходится даже Петербург-мегаполис.
Это нивелирная марка. Точка, закрепившая высоту этого здания над уровнем моря. Первые такие начали появляться в Петербурге именно в 72 году, когда городская дума решила строить водопроводную и канализационную сети. На одном здании на Дворцовой набережной таких сразу 3: дореволюционная, советская и современная — живут вместе. О демонтаже речи не идёт. Это живая история картографии на улицах города.
Да, Петербург меняется, эпохи проходят, но не исчезают, а остаются в виде таких насечек — деталей, которые ещё могут рассказать свою историю. Вот, например, парадная на Измайловском проспекте. Небольшой выступ у двери закрашен в цвет стен.
Такие же сохранились в некоторых квартирах. Вот, например, тот редкий случай. Вместе с трубой. Которые, кстати, в каждой квартире тянулись из этажа в этаж прямо к подвалу. А в центре розетки здесь ещё можно разглядеть логотип одной немецкой компании, которая в начале 20 века занималась выпуском дирижаблей, автомобилей и бытовой техники.
И тут же по-немецки «вакуум пыли». Это внутридомовой пылесос. На лестнице и в квартирах в установленное время на эти розетки надевали резиновые рукава, а в подвале включали электрическую станцию. Так одновременно помещения и убирали. Такие устройства, конечно, редкость. Артефакты больших и прогрессивных домов, где было что убирать и на что обслуживать эти инновации. Вот ещё одно такое ноу-хау дореволюционного Петербурга — рольставни на дворце Белосельских-Белозерских.
И нет. Это не просто защита от солнца. А иначе, почему этажом выше стальных штор нет? Дело в том, что те окна слишком высоко — хулиган или грабитель не доберётся. Рольставни действительно защищали петербуржцев, но не от солнца: «Стальные шторы нашего завода во время бывших в 1905 году погромов доказали полную устойчивость, невзирая на усилия грабителей».
Из таких деталей Роман Коваленко собирает свой пазл Петербурга. Ещё одно любимое место — Черноморский переулок. Бывшее здание крупной страховой компании. Её владельцы позаботились о фонарщиках. В непогоду эта система блоков могла спасти человеку жизнь. А это уже то, что со временем не меняется. Фонарщика 20 века поймёт любой житель Петербурга века 21-го. Зима, тротуар. Нужно взбираться на лестницу…
За каждым архивным делом обычно закреплена история обращений: кто, когда и зачем изучал именно этот документ. И в летописи Петербурга всё ещё остаются страницы, к которым обращаются всё реже или не обращаются вообще. Но серди них нет ни одной неважной. Да, детали из прошлого могут стать незаметными, прийти в негодность, выйти из употребления, но они никогда не потеряют свой смысл. И своё назначение: напоминать нам, кто мы есть.