АННА СМИРНОВА, корреспондент:
Самая гармоничная улица Петербурга — улица Зодчего Росси. Её застройка выполнена в точном соответствии с античными канонами — высота зданий равна ширине улицы и составляет 22 метра, а её длина ровно в десять раз больше — 220 метров. Фасады расположившихся здесь зданий словно отражаются в зеркале на противоположной стороне улицы.
Появление улицы со столь симметричными пропорциями не случайно. Искусствовед Игорь Грабарь утверждал: итальянский зодчий мечтал из Петербурга сделать второй Рим. Так, на месте дворовых построек Аничкова и Воронцовского дворцов и некогда грязной площади Чернышёва появился красивейший архитектурный ансамбль.
Зодчего Росси берёт начало у Александринского театра и ведёт к площади Ломоносова. Первое её название — Новая театральная. Лишь в 1923 году её переименовали в честь автора, архитектора Карла Росси.
Здесь в 1836 году расположилась дирекция императорских театров, а сегодня — академия Русского балета имени Вагановой и Музей театрального и музыкального искусства. По замыслу зодчего, минуя мост через Фонтанку, гости города словно попадали в театральную декорацию. Росси имел к сцене прямое отношение. Мать зодчего — балерина и его отчим, известный танцовщик, — были приглашены в Петербург ещё при Екатерине Второй.
В начале XIX века даже европейские столицы сохраняли хаотичную средневековую планировку, в то время как Северная Пальмира превратился в стройную систему архитектурных ансамблей. Этот — сравнивали с улицей Руайяль в Париже, однако во французской столице пространство формировалось на протяжении многих лет, и с улицей Уфицци во Флоренции, но она замкнута в себе и стилистически не соединяется с городом. Благодаря таланту Карла Росси именно в нашем городе возникло одно из самых симметричных и гармоничных мест на карте.