ЛИГИЯ БЕЛЯНСКАЯ, корреспондент:
В жизни великого русского композитора и пианиста Сергея Рахманинова наш город играл особую роль. В 1882 году юноша поступил в Петербургскую консерваторию. Тогда музыкальное учреждение находилось на Театральной улице, нынешней улице Зодчего Росси.

А когда Сергею Рахманинову было 24 года, его друг, композитор Александр Глазунов, загорелся идеей познакомить столицу с музыкой молодого таланта.
В Петербургской филармонии состоялась премьера Первой симфонии Рахманинова.
Но выступление закончилось полным провалом — из-за неопытного дирижера и слишком новаторских приемов. На композитора обрушился шквал критики.

Сегодня Петербургская публика готова слушать произведения музыкального гения часами и не только в Филармонии. В Атриуме Главного штаба Эрмитажа не смолкают звуки композиций — романсы, фортепианные циклы и прелюдии, знаменитая рапсодия и гениальная Первая симфония в исполнении Симфонического оркестра Санкт-Петербурга. За дирижерским пультом на это раз — признанный маэстро.

СЕРГЕЙ СТАДЛЕР, народный артист России, художественный руководитель и главный дирижёр симфонического оркестра Санкт-Петербурга:
Это всегда очень большая ответственность. Она требует очень большого мастерства и больших душевных затрат от каждого музыканта, сидящего в оркестре.
В его музыке, музыке Рахманинова, есть что-то такое, что сейчас очень нужно людям. Что, может быть, даёт им какую-то надежду, какие-то большие чувства в наше очень тяжёлое время.


ОЛЬГА ЛАПШИНА, заместитель генерального директора СПБ ГБУК «Петербург- Концерт»:
Мы можем себе позволить представить почти все жанры. То есть сегодняшнее действие началось еще в час дня…музыканты устают, несомненно, и зритель устает, но это все равно очень интересно и пользуется большой популярностью.

ЛИГИЯ БЕЛЯНСКАЯ, корреспондент:

Известно, что Сергей Рахманинов не написал ни одного балета. Долгое время он и вовсе враждебно относился к попыткам приспособить его произведения для балетной сцены.
Однако в августе 1934 года Рахманинов закончил свою рапсодию на тему «Паганини», и его близкий друг Михаил Фокин на эту музыку сочинил маленький балет из пяти эпизодов.

Ко дню рождения композитора в Манеже также поставили новый балет — мир фантазий фортепианных рахманиновских пьес.

ДМИТРИЙ ПИМОНОВ, хореограф балета «MORCEAUX DE FANTAISIE»:
Это метафора Рахманинова-композитора, который в своем кабинете предается воспоминаниям, каким-то творческим периодам жизни. Он разносторонний, каждая из пьес — особого характера, особого построения, настроения. И эти все чувства и эмоции мы передали через девушек. Пианист встречается в этих воспоминаниях, это как видения, со своими девушками или музами, которые принесли вдохновение.

В этом творении — сияние души композитора. И тут, наверное, большая ответственность не затмить это сияние, максимально отразить все то, что возможно в музыке, через танец.

Лирический образ композитора и его муз воплотили в жизнь солисты Мариинского и Михайловского театров. К празднованию 150-летней годовщины со дня рождения великого музыканта присоединились учреждения культуры по всей стране. В Петербурге прошло несколько фестивалей, посвященных творчеству композитора. В Государственной академической Капелле гвоздём программы стало исполнение «Всенощного бдения». Именно хор Ленинградской капеллы под руководством Владислава Чернушенко в конце 70-х годов впервые исполнил произведение после более чем полувекового перерыва. За несколько недель любители классики могли услышать полную музыкальную палитру виртуоза — от самых ранних до последних его произведений. И такой масштаб неудивителен, ведь имя Сергея Рахманинова давно стало символом русской музыки во всем мире.