ДМИТРИЙ АКСЁНЧИК, корреспондент:
Сдержан и изящен. Идеально вписывается в стройный облик Северной столицы. Литейный мост. Уже почти полтора столетия исправно служит Петербуржцам.

396 метров в длину, 34 в ширину. Весом – 6.5 тысяч тонн. Половину от этой массы составляет разводной пролет моста. Самый тяжелый в мире. 3237 тонн. Литейный строили на илистом дне, поэтому использовали увесистую сталь. Тем не менее, 50-ти метровое крыло поднимается вверх всего за 4 минуты.

Литейный — один из самых выносливых мостов Петербурга, что доказало танковое испытание 1967 года. После окончания реконструкции, целая рота тяжелых боевых машин совершала различные маневры. Специалисты фиксировали прогибы и деформацию конструкций.

До этой реконструкции, пролёт моста был поворотным. В конце XIX века, его вручную отводили в сторону 8 рабочих. Вскоре, разводной механизм подключили к городскому водопроводу. Водяная турбина открывала путь кораблям за 20 минут. То была самая продвинутая система своего времени. К слову, Литейный, еще и раньше всех других переправ в мире засиял электрическими огнями.

Литейный обошелся в 5 млн имперских рублей. Для сравнения, это половина от суммы, что Россия получила, продав Аляску. Один из самых дорогих мостов Петербурга. В том числе из-за сложнейших условия строительства.

Мост воздвигли через самое глубокое место в устье Невы. До вязкого илистого дна — 24 метра. Здесь сильное течение. По различным данным, во время строительства коварная река забрала до 100 человеческих жизней.

Череда катастроф. Кессоны — по сути, воздушные купола, в которых работали десятки землекопов, затапливало водой. Один разорвало взрывом. Так Литейный получил славу самого мистического моста.

Одна из легенд гласит: Где-то здесь, на дне лежит «кровавый валун» Атакан, которому древние племена приносили человеческие жертвы. Даже затопленный Невой камень продолжал доставлять людям беды.

Окутанный ореолом таинственности, построенный наперекор природной стихии — Литейный мост.