Андрей Яковлев, корреспондент:
«Архитектура — это застывшая музыка», писал немецкий философ и теоретик искусства Фридрих Шеллинг. И в Петербурге она особенная. В центральной части города практически нет одинаковых зданий.
Чтобы сохранить самые яркие образцы, КГИОП регулярно расширяет список памятников регионального значения.
Андрей Яковлев, корреспондент:
Массивное шестиэтажное здание с мансардой на Васильевском острове построили в 1912 году по заказу купца Хана Борхова. С одной стороны — это типичный доходный дом своего времени. Среди прочих его выделяют особые архитектурные элементы.
Первым делом бросается в глаза высокий угловой эркер. Башня и купол, гранитная облицовка первого и второго этажей подчёркивают монументальность, а глазированный пояс во фризе добавляет изысканности. В своё время здесь жили архитектор Гунст, известный химик Разуваев и геолог Белибин
Андрей Яковлев, корреспондент:
Нам удалось попасть в одну из парадных. Изменений здесь немного — батареи, щиток, стёкла явно советской эпохи в дореволюционных дверях. А вот кафель не менялся. Также как и стены с потолками. Сохранилась лестница с перилами. Из свежего только краска. Ну а ещё лифт, он тоже новый. Чистенько и уютно.
Объектами культурного наследия недавно признали все семь жилых домов, так называемого, «Серафимовского городка». Это уже другой архитектурный стиль и другая эпоха — авангард.
Жилой массив возводили в течение четырёх лет и закончили к 1929 году. Тогда решалась задача обеспечить жильём рабочих завода «Красный путиловец». Квартиры строили без излишеств, пространство должно быть функциональным — законы конструктивизма.
Андрей Яковлев, корреспондент:
«Серафимовский городок» — первый опыт советского конструктивизма. Трёхэтажные дома соединили арками. Построили прачечную. Здание её до сих пор стоит особняком. Соорудили огромный двор и просторную детскую площадку — всё для трудового народа.
Массив краснокирпичных зданий с башней на Обводном канале с зияющими проёмами окон вызывает одновременно и восхищение, и грусть. Это бывший завод «Треугольник». Здесь производили галоши, шины, игрушки, сапоги и другие изделия из резины.
Андрей Яковлев, корреспондент:
Комплекс из 150 заводских корпусов сформировался на огромной площади 34 гектара ещё до революции. В советское время завод национализировали и он получил название «Красный треугольник». После Перестройки здания сильно обветшали, некоторые были разрушены. Даже крыша обвалилась. Однако часть площадей продолжают использовать — их отреставрировали и сдают в аренду.
Сегодня «Красный треугольник» — крупнейшая заброшенная промышленная зона Петербурга, целая система лабиринтов. Комплекс из 80 корпусов планируют включить в реестр памятников регионального значения. Территория и исторические постройки получат шанс на новую жизнь.