На связи со студией программы «Утро​ в​ Петербурге» Анна Трофимова, заведующая Отделом античного мира Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.

Тимофей Зудин, ведущий: Мы переносимся в Татарстан. Там проходят «Дни Эрмитажа в Казани». Центральное событие — открытие 23 февраля большой выставки из фондов главного музея страны «Александр Македонский. Путь на Восток». Там можно будет наглядно проследить трансформацию образа великого полководца на протяжении более чем XX веков, причем не только с помощью экспонатов, но и ароматов. Выставочный центр «Эрмитаж — Казань» — это первое представительство музея, которое было открыто в стране еще в 2005 году и Дни Эрмитажа здесь проходят неоднократно. Что они значат для самого Государственного Эрмитажа?

Анна Трофимова, заведующая Отделом античного мира Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения: Очень много значат. Это замечательная площадка. Я тут себя ощущаю как дома, потому что казанская публика образованная, умная. Это вообще город науки и образования. Старейший университет. Стать и красота этого города всегда поражают. Все русские императоры обязательно приезжали в Казань. Большое удовольствие делать здесь масштабные выставки.  

Ксения Бобрикова, ведущая: Как сказал Михаил Борисович Пиотровский, Эрмитаж может быть единственный музей в мире, который на материале только своих коллекций может рассказать, что Македонский породил эллинизм, как культурное слияние Востока и Запада. Какие экспонаты наиболее точно передают такой симбиоз?

Анна Трофимова, заведующая Отделом античного мира Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения: Это удивительные экспонаты. Например, фаюмский портрет — редкость, которую мы привозим в центр «Эрмитаж — Казань». Это полное слияние, очень органичное и значимое, греческой культуры, реалистичного стиля и египетской традиции. Это портрет мумийный. В то же время фаюмский портрет предшественник христианской иконы. Есть и другие произведения. Например, фалар с изображением слона — это украшение упряжи слона, реалистичное греческое изображение. Произведение греко-бактрийского искусства, то есть далекий Восток. Изображение боевого слона. Такие слоны были в армии индийского раджи Пора, с которым сражался Александр.

Тимофей Зудин, ведущий: Какой экспонат поразил вас лично больше других?

Анна Трофимова, заведующая Отделом античного мира Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения: Я думаю, очень хорошие иллюстрации того, что происходит в эллинистическом мире. Все приходит в движение, все меняется. Наша фреска из Нимфея — это фрагмент стены с граффити. Удивительный экспонат, когда человек сидит на берегу в Нимфее (это небольшой городок возле Пантикапея — древней столицы, нынешней Керчи) и в технике граффити выцарапывает триеру. Так подробно, что вы можете увидеть тараны, щиты. Это корабль Исиды — посольский корабль из Египта на Боспор, произведения эллинистического ювелирного искусства. Такой замечательный экспонат, который показывает, как все развивается: торговля, дипломатические отношения, обмен товарами и произведениями искусства. Это все эллинизм.

Ксения Бобрикова, ведущая: Если говорить о восприятии Александра Македонского в истории нашей страны, то в какой период образ великого античного полководца был особенно актуальным?

Анна Трофимова, заведующая Отделом античного мира Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения: Безусловно, Екатерина II как мудрый, амбициозный в геополитическом плане, сильный монарх очень любила и почитала Александра. Она сочинила книгу для своих внуков — Константина и Александра, потому что Александр был ярким примером того, как человек может совершить невозможное, как он должен стремиться к доблести с юных лет. Внука, которого она прочила на российский престол, назвала в честь этого великого героя — великого исторического деятеля Александром. Конечно же, XX век — это век Александра повсюду. Достаточно вспомнить голливудские фильмы, романы, множество переводов и исследований в нашей стране. И выставки, конечно. Наша выставка проходит уже в четвёртый раз. Первый раз она проходила в 2007 году в Эрмитаже, потом в Сиднее, Амстердаме и теперь в Казани.

Тимофей Зудин, ведущий: «Эрмитаж — Казань» известен своими инклюзивными проектами. Для выставки подготовлены 5 ароматов, которые помогут проследовать по пути Александра Македонского. Что это за ароматы?

Анна Трофимова, заведующая Отделом античного мира Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения: Сотрудники нашего отдела подбирали описания ароматов: цветы, травы, другие ароматы, связанные с разными странами — Греция, Персия. Александр Македонский в начале пути — суровый воин, юноша и Александр Македонский в конце пути. Таким образом, вдыхая эти ароматы, человек может проследить и пройти этот путь.