В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Надежда Григорьева, кинолог — инструктор, заместитель руководителя кинологической службы ПСО «Экстремум» и новошотландский ретривер Кассандра.

Ксения Бобрикова, ведущая: Российские группы спасателей приняли активное участие в работах по поиску людей после землетрясений в Турции и Сирии. Это были не только сотрудники МЧС, но и добровольцы. Сколько времени вы были в командировке и участвовали в спасательных работах? В каком регионе? Сколько удалось спасти людей?

Надежда Григорьева, кинолог — инструктор, заместитель руководителя кинологической службы ПСО «Экстремум»: Мы были в Турции на спасательных работах 5 дней. Город, в который нас попросили приехать, Адыяман. Там было большое количество разрушений. Разрушения очень сильные и, к сожалению, спасенных людей по всему городу мало. У нас есть один подтвержденный случай, когда по обозначению наших собак нашли живого человека. И еще есть несколько неподтвержденных обозначений. Неподтвержденные, потому что кинологи работали как разведка. Приходили на разрушения, проверяли собаками и далее работали другие спасатели. Результатов, к сожалению, мы не знаем.

Ксения Бобрикова, ведущая: На видео видно, что Кассандра подходит, обозначает место. Расскажите об этом?

Надежда Григорьева, кинолог — инструктор, заместитель руководителя кинологической службы ПСО «Экстремум»: Это было в самом начале. Мы прилетели, и нас попросили осмотреть место. Собака  показала поисковое поведение. Не обозначала место, но работала по запаху живого человека. Но в том здании были очень большие разрушения многоэтажных домов, поэтому сразу туда добраться не смогли. На следующий день наша собака опять показала обозначение в этом месте. Смогли подобраться только через сутки и обнаружили живого человека.

Тимофей Зудин, ведущий: Есть ли какая-то методика в поисках?

Надежда Григорьева, кинолог — инструктор, заместитель руководителя кинологической службы ПСО «Экстремум»: Основная методика, чтобы собака не устала и не потеряла интерес. Работа 10-15 минут на завале, и потом собаке нужен перерыв. Так как это работа по команде и требует больших усилий. Мы ходим с собакой и поддерживаем передвижения, потому как завалы очень сильные.

Ксения Бобрикова, ведущая: При трагедии 11 сентября в Нью-Йорке столкнулись с тем, что собаки не могли работать из-за того, что не находили живых людей. Сталкивались ли вы с собачьим выгоранием?

Надежда Григорьева, кинолог — инструктор, заместитель руководителя кинологической службы ПСО «Экстремум»: Конечно. Собака не может продолжительное время не подкрепляться в работе поиском живого человека. У них действительно происходит выгорание. Мы тоже делали такие мотивационные пуски. Не получалось их делать часто, потому как кругом скорбящие и ждущие родственники. Им сложно объяснить это. Делали эти запуски, чтобы убедится в первую очередь, что собака продолжает работать. Что она еще верит, что там можно обнаружить живых людей.

Тимофей Зудин, ведущий: Как принимали в Турции российских спасателей и собак?

Надежда Григорьева, кинолог — инструктор, заместитель руководителя кинологической службы ПСО «Экстремум»: Очень доброжелательно. И к собакам относились хорошо. С надеждой смотрели вслед кинологам, когда те шли работать.

Ксения Бобрикова, ведущая: Как тренируете собак, чтобы они находили людей?

Надежда Григорьева, кинолог — инструктор, заместитель руководителя кинологической службы ПСО «Экстремум»: Это довольно длительный процесс. Для лесных поисков собака обучается 1,5-2 года. Для техногенных поисков еще дольше. Тренировки у нас проходят еженедельно целый год.

Тимофей Зудин, ведущий: Почему именно ретривер?

Надежда Григорьева, кинолог — инструктор, заместитель руководителя кинологической службы ПСО «Экстремум»: Выбирала эту породу непосредственно для работы. Потому как для поисков подходит собака среднего роста, небольшого веса, с шерстяным покровом.

Ксения Бобрикова, ведущая: Когда человек потерялся в лесу, что нужно делать, чтобы собака быстрее нашла?

Надежда Григорьева, кинолог — инструктор, заместитель руководителя кинологической службы ПСО «Экстремум»: Тут дело не в собаке. Возьмите с собой заряженный телефон и предупредите родных и близких, куда идете. При поиске важно знать точку входа. А собаки ищут людей, которые плохо себя чувствуют, спят или без сознания. Людей, которые могут откликаться, быстрее найдет поисковая группа.