ЮЛЯ ЧЕСНОКОВА, корреспондент:

Когда Московский вокзал был Николаевским, а сама площадь Восстания носила название Знаменскоая, здесь, посреди неё, возвышалась не стела, а ещё один конный монумент Петербурга — памятник Александру III.

Бурные эмоции он вызывал ещё на стадии согласования проекта. Представители дома Романовых считали детище скульптора Паоло Трубецкого едва ли не карикатурой на своего державного родителя. Судьбу же монумента решила вдова императора, признав поразительное внешнее сходство скульптуры с её покойным мужем.

ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ, краевед:

Тут можно вспомнить мнение другого художника, Александра Николаевича Бенуа, который впервые увидел царя в театре, в царской ложе. И дал такое описание: «Меня поразила его «громоздкость» и его тяжеловесность и — как-никак — величие». И вот Трубецкой, как бы выражая эту громоздкость, он на самом деле выражает суть царя.

ЮЛЯ ЧЕСНОКОВА, корреспондент:

В народе памятник тут же разделили на ингредиенты, как слоёный пирог: комод, бегемот, обормот, шапочка. Но, может быть, именно благодаря такой неоднозначной оценке памятник и смог дойти до наших дней в отличии от многих других царских монументов.

ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ, краевед:

После революции на постаменте выбивают текст, придуманный поэтом Демьяном Бедным. Во время всех парадов, праздников его убирали в декорации. Когда праздновали годовщину Октябрьской революции в 1927 году, Александр III оказался в клетке. Была даже такая инсталляция.

Так, наперекор всем превратностям судьбы памятник русскому монарху простоит в колыбели революции долгих 20 лет. Пока под прикрытием ремонта на площади его не решено будет списать в утиль. От переплавки бронзового титана спасает Русский музей, в садах и скверах которого император пережил блокаду и скрывался вплоть до перестройки.

ЮЛЯ ЧЕСНОКОВА, корреспондент:

Почти 30 лет назад памятник вновь переезжает. На этот раз на пмж сюда, во двор Мраморного дворца, где, кажется, он и встретит долгожданную реставрацию.