В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Инна Майстренко, старший научный сотрудник Отдела «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции современного фарфора.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Сегодня в центре нашего внимания «Крокус». Возвращение. Выставка, посвященная 125-летию одного из ведущих художников русского авангарда Николая Суетина. Главным объектом выставки, который дал ей название, является ваза формы Крокус, созданная вместе с сервизом в 1935 году. Почему выбор пал именно на неё?

Инна Майстренко, старший научный сотрудник Отдела «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции современного фарфора: Ваза совершенно необычна для его предыдущего творчества. В 1932 году Суетин стал главным художником завода и стал лучше понимать возможности материала. А когда он был приглашенным художником и расписывал существующие формы, это было другое. В этом случае фарфор был для него как белый материал для росписи. А в Крокусе продемонстрирована уже форма и возможности материала по максимуму. Мне кажется, что в этом предмете вся роскошь Арт Деко, которое в то время было актуальным в мире.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Стиля, которого в СССР вроде как и не было. Но, тем не менее, наш фарфоровый завод смог воплотить какие-то лучшие нюансы.

Инна Майстренко, старший научный сотрудник Отдела «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции современного фарфора: Да. Сервиз, созданный Суетиным, показывает именно это направление. Не случайно у этого сервиза была такая долгая жизнь. До 1948 года его выпускал фарфоровый завод, и художники очень любили эту форму. На ней простор белого, простота и элегантность формы.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Форма-долгожитель, это сколько для такого изделия?

Инна Майстренко, старший научный сотрудник Отдела «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции современного фарфора: С 1935 — 1948 год в производстве. Это очень много. Надеюсь, что фарфоровый завод восстановит сервиз. Хотя это длительный и серьезный процесс.

Николай Растворцев, ведущий: Как видение Суетина повлияло на современных художников, на потомков? Сегодняшние художники Императорского фарфорового завода часто в интервью упоминают о супрематистской прививке. Что это?

Инна Майстренко, старший научный сотрудник Отдела «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции современного фарфора: Это выражение, которое они слышали от главного художника завода. Многих принимала на работу Нина Павловна Славина. Она употребляла это выражение. А влияние на художников огромное. Это элегантность, культура росписи, композиция в количестве белого цвета. Изделия нашего фарфорового завода всегда отличались на полках магазинов и в музеях. На них невозможно не обратить внимание. И это заслуга Суетина, которого до сих пор художники считают своим коллегой. 

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Зелёный цвет у Суетина, ученика Малевича, присутствует на многих работах. Что этот цвет значил для Николая Суетина?

Инна Майстренко, старший научный сотрудник Отдела «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции современного фарфора: Суетин — верный ученик Малевича, у которого была своя философия посвященная цвету, и основными цветами он считал черный, белый и красный. А зелёный — это что-то личное для Николая Михайловича. Нигде нет упоминания об этом. Но если посмотреть на его вещи, то в росписи он часто использует сдержанный зеленый цвет. Его последний сервиз в росписи на форуме Крокус, тоже зеленого цвета.