В каком состоянии находится уникальный памятник сегодня и возможно ли его спасти, выясняла Наталия Медведева.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«А теперь криминальная хроника. Помните, мы рассказывали о заброшенном и разрушающемся здании в центре Петербурга? Это особняк Черкасского на Васильевском острове, на Университетской набережной, 23. Его когда-то выкупил бизнесмен Борис Берсон, который был одним из совладельцев холдинга «Адамант». Хотел там гостиницу построить, но здание купил, а следить за ним не стал. Был пожар, обрушение крыши. Ещё бы две-три петербургские зимы — и от этого архитектурного шедевра ничего бы не осталось. После наших публикаций, слава Богу, ситуация отчасти изменилась: дом накрыли временной крышей, провели консервацию здания, и теперь оно ждёт нового хозяина. А что же с Борисом Берсоном? На днях пришла информация о том, что Василеостровский районный суд Петербурга объявил в розыск бывшего акционера холдинга «Адамант», а также изменил избранную ему меру пресечения на заключение под стражу. Об этом сообщили в Объединённой пресс-службе судов Санкт-Петербурга. Следствие полагает, что в период с 21 августа 2013 года по 28 мая 2021 года миллиардер проявил преступное бездействие в вопросе сохранения и использования вышеуказанного объекта культурного наследия регионального значения, из-за чего здание пострадало в результате пожаров. Так что Берсон сейчас в розыске, а уникальное историческое здание, которое он чуть не угробил, пока стоит под временной крышей.

И в продолжение темы: возбуждено ещё одно уголовное дело — тоже по факту халатности и ненадлежащего сохранения объекта культурного значения. На этот раз речь идёт о знаменитой Даче Фаберже в Левашово. Это был один из самых богатых особняков в Российской Империи. Сейчас он находится на балансе федерального Агентства по сохранению исторического наследия. Это агентство относится к Министерству культуры России, там тоже ничего не делают, чтобы спасти этот уникальный исторический объект. Ничего. Наталья Медведева покажет этот ещё один пример того, как уничтожается наше историческое наследие». 

Десять километров от Петербурга. Осиновая Роща. Здесь ржавеет и разрушается Дача Фаберже. Памятник федерального значения начала 20 века. Один из самых роскошных особняков Российской Империи — дача Фаберже. Входит число красивейших домов в стиле модерн. Сто лет назад имение называли «Малым Эрмитажем». А сегодня оно на грани полного разрушения.

НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:

«Любительские видео — сегодня единственная возможность рассмотреть дачу Фаберже. Она за этим лесом.  Подойти ближе нельзя — по периметру забор, а на воротах – замок».

Его установили здесь две недели назад. После возбуждения уголовного дела. Городской Комитет по охране памятников подал иск на нынешнего владельца.

ДМИТРИЙ СТОКРАЦКИЙ, заместитель начальника Управления информации и общественных связей ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области:

«Полицией Выборгского района по результатам проверки, проведенной по обращению органов исполнительной власти, возбуждено уголовное дело по части 1.243 уголовного кодекса. По факту повреждения объекта культурного наследия федерального значения».

Пять лет дача находится в ведении Агентства по управлению и использованию памятников истории. Оно подчиняется Министерству культуры. Руководитель агентства — Юрий Бородаев. Петербургским град защитникам уже известно это имя. В 2018-м агентства попало в историю, которая вызвала общественный резонанс. Из шестого северного форта Кронштадта пропали царские пушки и историческая ограда. Потом их нашли. Спустя год. На заброшенной промзоне.

И вот ещё один пример  работы  федерального агентства, итогом которого может стать уничтожение уникального национального памятника. Сегодня Дача Фаберже признана аварийной. КГИОП официально запретил вход на её территорию.

Но даже несмотря на официальные бумаги, охрану, да и в целом состояние памятника, сюда до сих пор приходят гости. Экскурсоводы-любители собирают небольшие группы. В одну из них попали и мы. Представились туристами. Снимаем видео на телефон.

НАТАЛИЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:

«Пройти к даче достаточно легко. Здесь даже вытоптана тропинка. Она ведет прямо к парадному входу. Это уникальные, актуальные и, быть может, одни из последних кадров дачи Фаберже, которые останутся в летописи Петербурга. Подходить к особняку на такое расстояние сегодня запрещено. Мы же сделали это с целью проверить, на что готовы гиды, желая заработать на туристах. И несмотря на любопытство посетителей экскурсоводы запрещают заходить внутрь. Здесь очень опасно. Степень разрушения особняка такая, что в любой момент здесь может обрушишься штукатурка или провалиться пол. И если сейчас не изменить отношение к памятнику архитектуры, то завтра от него ничего не останется».

С этим особняком связана подлинная история семьи Фаберже. В 1900-м году участок покупает Карл Густавович. Позже его второй сын Агафон перестраивает особняк в стиле модерн. Наполняет интерьеры редкими коллекционными вещами. Сегодня по этим руинам сложно понять, что мы теряем. И чтобы оценить масштабы этой исторической утраты, перенесёмся в эпоху расцвета дачи Фаберже.

На парадной лестнице Агафон развешивал старинные ковры. Их у него было около 80-ти. Так он демонстрировал свою коллекцию гостям. Хозяин дома провожал их в так называемый большой зал. Здесь стояли музыкальные инструменты, дорогая мебель. А свет проникал сюда через стеклянный атриум.

Во время революции владельцы покинули дачу, оставив львиную долю своей коллекции. Остальную часть закопали прямо на участке. И, если верить легендам, сокровища Фаберже до сих пор где-то здесь.

ВИКТОР ФЕДОТОВ, краевед:

«К сожалению, мы никому не можем дать информацию, куда делся клад Фаберже. Много ли здесь было зарыто. Это, конечно, интересно звучит — искать клад Фаберже. Но, я думаю, это мало реалистично. Хотя бы потому, что все ценное уже вынесли за все эти годы».

Начиная с 1918-го в здании располагались казарма, комендатура, санаторий, дом отдыха, детский сад. Каждое из учреждений годами вносило свою лепту в разрушение уникального памятника. Из-за чего сегодня жизнь объекта культурного наследия федерального значения исчисляется месяцами.

НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:

«Единственное место, где сегодня сохраняется дух известного ювелира. Адрес — Большая Морская, 24. Здесь жила и работала семья Фаберже. А на первом этаже, как и сейчас, был ювелирный магазин».

Планировка та же, что и сто лет назад. Вот только витрины, диваны, камины в залах — всё современное. Из исторического остался только лифт-сейф, где хранили свои украшения Варвара Базанова и Матильда Кшесинская. Надежнее места не было во всем городе. На ночь сейф поднимали между этажами и держали под напряжением.

СВЕТЛАНА  ЩЕПЕЛЬКОВА, директор ювелирного магазина:

«Вы представляете, какое количество электрического тока надо было производить,  чтобы поднять эту конструкцию — четыре с половиной тонны! Это абсолютно оригинальная дверь. Невозможно открыть».

Сейф с такой же конструкцией обнаружили и на самой даче. Там, что удивительно, до сих пор местами сохранилась историческая лепнина, мрамор, паркет. Но и это может исчезнуть, если не принять меры. Для начала, говорят специалисты, спрятать дачу под металлический шатёр.

Сегодня особняк в буквальном смысле разрушается на глазах. Эта печальная история Дачи Фаберже — наглядная иллюстрация, как у нас уничтожаются уникальные памятники архитектуры. И если сейчас ничего не предпринять, особняк будет безвозвратно потерян. Тем временем, Агентство при Министерстве культуры, которое отвечает за состояние дачи, уходит от вопросов. Но теперь, после возбуждения  уголовного дела, им все равно придётся ответить. Но уже в зале суда.