ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Эти кадры мы снимали сегодня в 9 часов вечера. Праздничный салют в честь 79-й годовщины со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Традиция, которую мы, ленинградцы, знаем с 1944-го года. Сегодня дали 30 залпов салюта из 12-ти орудий Д-44. Интересная деталь. Те яркие и разноцветные огненные эффекты, которые возникают на небе, — это не следствие залпов орудий, которые стреляют с бастионов Петропавловки. Орудия лишь дают, как говорят специалисты, звуковое сопровождение, а сам фейерверк в тёмном небе над Невой создают с помощью специальных фейерверочных установок, которые стоят отдельно от орудий на Большом пляже Петропавловской крепости.

Всё точно так же, как и в 1944-м году. Технология салютного дела не изменилась с тех пор. Что вполне очевидно, ведь артиллерийские орудия нужны, чтобы стрелять и поражать цели, а не восхищать огнём фейерверков. Кстати, тогда, в 1944-м году, громыхали салюты гораздо громче. Тогда 324 орудия, установленные на Марсовом поле, набережных Невы, кораблях Краснознаменного Балтийского флота, дали 24 победных залпа. Вот так встретил этот праздник наш город. 27-е января. День полного освобождения Ленинграда от фашистской Блокады.
Я Юрий Зинчук, здравствуйте. И сегодня мы выходим в этот священный для нас день — день, по сути, второго рождения нашего города. 27-го января — День полного освобождения Ленинграда от фашистской Блокады. Именно так и никак иначе. Ведь ветераны и блокадники всегда настаивают именно на этой формулировке — День полного освобождения. Не снятия Блокады, а именно освобождения. Потому что снимает осаду тот, кто её организовал. Нам блокаду никто не снимал — мы освободились от неё, заплатив за это освобождение величайшую цену на земле, масштабы которой понять невозможно. Потому что то, через что прошёл Ленинград, называлось одним словом, созвучие которого можно услышать в слове Блокада, — это был АД. И Ленинград смог выйти непокорённым из этого ада. Вот почему мы с такой гордостью говорим: мы — ленинградцы. И это чувство, чувство гордости за наш город, за тех, кто жил и живёт в этом городе, лучше всех выразила Ольга Берггольц, которая смогла облечь этот великий смысл подвига Ленинграда в простые и понятные слова и рифмы. Это то, о чём мы, живущие в этом городе, знаем, чувствуем, определяем друг друга, как свой-чужой. Но порой не всегда этот смысл мы можем высказать и объяснить словами. А Ольга Берггольц смогла.

И постоянные зрители нашей программы уже знают нашу неизменную традицию. Каждый год 18 января и 27 января мы едем на Пискарёвское кладбище и записываем там свидетельства тех, кто знает о блокаде не по учебникам истории, не по рассказам и фильмам. Они знают Блокаду как часть своей жизни. И пока у нас будет возможность записывать слова блокадников, мы будем это делать каждый год. И будем показывать их вам, чтобы помнили, чтобы знали. Это пожилые люди. Они среди нас: ходят, ездят в метро, автобусе. Мы их часто видим и мы, порой, не обращаем на них внимания. А они есть те самые герои, которые выжили в этом аду. Вот давайте остановимся рядом с ними и спросим, а что это было? Расскажите! Мы хотим знать. Мы хотим помнить. Давайте послушаем эти свидетельства».