ДАРЬЯ БОГДАШКИНА, корреспондент:

22 июня 1941-го года сотрудники Летнего сада начали оформлять центральный партер. Они высаживали тёмно-фиолетовые гелиотропы, серо-золотистую цинерарию и сантолину. Пришло время обеда. А после него сотрудники узнали, что началась война.

Цветы всё равно высадили, для Петра Кондратьевича Лобанова, старшего садовода, это было делом чести, но вот любовались ленинградцы ими не долго. Первого июля сад закрылся. Теперь главными и единственными посетителями стали зенитчики.

ВИКТОР МЕЛЬНИКОВ, сотрудник отдела развития садов Русского музея: 

Зенитки стояли у нас на Марсовом поле вокруг памятника жертвам Революции, там пять зениток стояло. А в Летнем саду был просто склад боеприпасов для этих зениток, и там располагались казармы для зенитчиков.

ДАРЬЯ БОГДАШКИНА, корреспондент:

Летом 41-го, когда немцы рвались к Ленинграду, было решено укрывать скульптуры. Большинство закапывали в землю, прямо рядом с местом их экспонирования. А на специальных планах отмечали места, где какая скульптура закопана — чтобы не забыть.

Часть скульптур решили укрыть досками и мешками с песком. В таком виде пережили войну Порфировая ваза и памятник Крылову.  На территории Михайловского сада сохраняли те скульптуры Русского музея, которые не успели эвакуировать. Громоздкую «Анну Иоанновну с арапчонком», укутанную для защиты от сырости, зарыли в землю прямо перед садовым фасадом Михайловского дворца. 

ВИКТОР МЕЛЬНИКОВ, сотрудник отдела развития садов Русского музея: 

Причем котлован пришлось копать высокий. Она высотой 2, 23.

А в тридцати метрах отсюда на площадке перед фасадом флигеля Росси провёл военные годы памятник Александру Третьему. Укрыть в земле такую большую скульптуру было сложно. Его решили засыпать землей и засеять семенами газонной травы. В результате получился холм, который попал на картину Василия Борисенкова.

ДАРЬЯ БОГДАШКИНА, корреспондент:

Продовольствия в блокадном городе крайне мало. С весны 42-го года ленинградцы начинают повсеместно разбивать огороды. В том числе в Летнем и Михайловском садах.

Ещё Петр Первый выращивал картошку в Летнем саду. В годы войны к ней добавились турнепс, свёкла, морковь и капуста. В апреле 41-го в Объединённом Хозяйстве Музеев, куда входили Летний и Михайловский сады работало 27 человек. В послевоенном списке числится только трое. Что бы ни происходило, они выполняли свою ежедневную работу: охраняли, убирали, чинили, чтобы сады могли жить, во что бы то ни стало.

ВИКТОР МЕЛЬНИКОВ, сотрудник отдела развития садов Русского музея: 

То, что сады сохранились, — это заслуга тех людей, которые сюда ходил. Асе, кто пережил блокаду, кто был в блокадном Ленинграде, они все получили медаль за оборону Ленинграда.

Михайловский сад во время войны не закрывался, а вот Летний сад для посетителей был закрыт, с 41-го по 44-й. И в 44-м году открылся Летний дворец Петра Первого — первый музей, распахнувший свои двери после снятия блокады, как символ того, что наш город спасали люди, вдохновлённые красотой.