В гостях у программы «Утро в Петербурге» Анатолий Аграфенин, журналист, кинодокументалист, писатель.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Специальный праздничный эфир в честь 80-летия прорыва блокады. Сегодня по традиции состоится церемония возложения цветов к Монументу героическим защитникам Ленинграда. Мемориальный комплекс на площади Победы стал символическим центром «Зеленого пояса славы».
Николай Растворцев, ведущий: На бывшей линии фронта, на рубеже обороны, в местах наиболее кровопролитных и значимых сражений, установлены монументы, десятки памятников, обелисков, стелл.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Почему для вас было важно написать книгу об этом мемориальном комплексе в первую очередь для детей, старших школьников?
Анатолий Аграфенин, журналист, кинодокументалист, писатель: До того, как написать книгу, я подготовил много газетных публикаций. Там в основе добрая история создания этого комплекса монументов. В 60-е годы поэт-фронтовик Михаил Дудин, сам защищавший Ленинград, ежегодно выезжал на места боев со своими товарищами. Он обратил внимание, что во многих местах трава даже не растет. Не говоря уже о деревьях. Настолько земля пропиталась кровью и пороховыми всякими металлами. Он обратился через газету «Смена» к жителям Ленинградской области с предложением — высадить вокруг города по периметру блокадного кольца деревья, разбить леса, парки и скверы. Так появился «Зеленый пояс славы» в местах наиболее значимых боев. Появились монументы. Это грандиозное сооружение протяженностью более 200 километров. Радостно, что памятники пополняются.
Николай Растворцев, ведущий: Что для вас в процессе работы стало открытием?
Анатолий Аграфенин, журналист, кинодокументалист, писатель: Мы знаем только в общем о блокаде. Но не знаем каких-то деталей. Каждый день совершался подвиг. Я думаю, что немногие наши современные зрители представляют, что блокада — это не только Ленинград. Еще был Ораниенбаумский плацдарм, который был в двойном окружении врага. Город-крепость Кронштадт, острова в Финском заливе, которые тоже удерживала наша армия. География блокады очень обширная, везде отмечена монументами. «Рубежный камень» на Невском пятачке, Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, «Разорванное кольцо» на Дороге жизни. Есть монументы, которые местные жители хорошо знают, а жители мегаполиса, как правило, нет. Мы с коллегами будем готовить героические, патриотические, туристические маршруты, чтобы люди побывали в тех местах. По ним можно изучать всю историю блокады.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Есть ли для вас какой-то монумент, который больше всего отзывается в сердце?
Анатолий Аграфенин, журналист, кинодокументалист, писатель: Комплекс Дорога жизни и «Разорванное кольцо» более близки мне. Потому что моя мама блокадница, и она по Дороге жизни была эвакуирована в 1942 году зимой. У каждого есть своя семейная история.
Николай Растворцев, ведущий: Мы знаем, что вы занимаетесь и кинематографией. В частности, работаете над фильмом о наших коллегах — блокадных журналистах. Можно ли узнать подробности?
Анатолий Аграфенин, журналист, кинодокументалист, писатель: Мне было 20 лет, когда я пришел в газету «Ленинградская правда». Это был 1983 год. Среди нас было много журналистов, которые прошли войну и работали в газете в годы блокады. В то время я мечтал повзрослеть и написать об этом. Со временем у нас появилась идея создать такой фильм. Современная жизнь нам показывает, насколько важна информация для сражающихся людей, чтобы она появлялась каждый день. Газета «Ленинградская правда» за годы войны вышла 1 204 раза.
Николай Растворцев, ведущий: Вы упомянули, что многие коллеги прошли войну. Но не все любят вспоминать то время и рассказывать о нем. Легко ли они рассказывали о том времени?
Анатолий Аграфенин, журналист, кинодокументалист, писатель: Я думаю, это связано с тем, что люди пережили большой стресс, и возвращаться в эти дни и годы для них была большая боль. Действительно, мне мало рассказывали. Только фрагменты какие-то за редакционными беседами.