На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Юлия Супрун, главный хранитель музейных предметов Омского государственного краеведческого музея.
Дарина Шарова, ведущая: Почти детективная история из Омска.Кокошник великой княгини Ксении Александровны — сестры Николая II найден в местном краеведческом музее. Хранится он там уже 100 лет. При том, что сам костюм находится в Петербурге. В нем Ксения присутствовала на знаменитом балу 1903 года.
Михаил Спичка, ведущий: Кто и как сделал это открытие?
Юлия Супрун, главный хранитель музейных предметов Омского государственного краеведческого музея: История этого кокошника началась чуть раньше. В 2019 году к нам в Омск приезжали исследователи русского народного костюма и в рамках этого исследования они увидели кокошник. Среди исследователей был известный искусствовед, историк костюма Андрей Боровский. Сегодня он житель Москвы, до этого долго работал в Пензе. Увидев этот кокошник, посмотрел и сказал, что кокошник хороший. У нас в документации он записан как кокошник 18 века, но на этом история закончилась. В период пандемии он занялся изучением царского бала 1903 года и, изучая костюмы, вдруг наткнулся на изображение этого кокошника на фотографии. Он вспомнил, что когда-то в Омском музее он видел подобный кокошник. В 2022 году вновь обращается к нам в музей с просьбой уже приехать и посмотреть именно этот кокошник, чтобы его изучить. Приехав к нам и изучив нашу коллекцию, посмотрел кокошник уже ближе на предмет причастности именно к царской семье. Он как раз и атрибутировал его принадлежность, установил, что с большей вероятностью кокошник имел отношение к царской семье и к Ксении Александровне.
Дарина Шарова, ведущая: О каком костюме идет речь?
Юлия Супрун, главный хранитель музейных предметов Омского государственного краеведческого музея: Дело в том, что в 1903 году был организован специальный бал в честь 290-летия дома Романовых. По задумке костюмы на этот бал должны были быть в стиле допетровской эпохи. Поэтому специально отшивались костюмы. Было специальное платье и кокошник для Ксении Александровны. При этом все костюмы вышивались очень дорогими камнями из царской семьи. После бала все камни были срезаны и остались в семье. Но вот кокошник попал в Омск и сегодня находится у вас в Петербурге в Эрмитаже.
Михаил Спичка, ведущий: С этим костюмом связана еще одна интересная история. В позапрошлом году во время реставрации специалисты Эрмитажа обнаружили в рукаве платья надкусанную конфетку, которой на данный момент 120 лет. Удивительно, но экспертиза показала, что помадка до сих пор съедобна.
Дарина Шарова, ведущая: Есть ли планы продолжить изучение этого вопроса?
Юлия Супрун, главный хранитель музейных предметов Омского государственного краеведческого музея: Конечно, такие планы есть. В 2023 году наш музей отмечает 145-летие со дня основания. С конца прошлого года мы начали переговоры о том, чтобы к нам в Омск привезли платье для того, чтобы мы выставили полный костюм. Не смотря на то, что кокошник у нас не совсем отреставрированный, хотя он в выставочном виде. Вычищен кокошник нашими реставраторами. Но, конечно, в фондах нашего музея у нас в коллекции нет камней, которые украшали этот кокошник. Но я думаю, что можно выставить его в таком виде, как есть, чтобы показать и собрать костюм полностью. Мы очень надеемся, что наши планы будут реализованы, и наши гости из других городов Сибири и Центральной России смогут увидеть этот костюм.
Михаил Спичка, ведущий: Насколько тщательно сделан этот кокошник, что его так долго атрибутировали не началом 20 века, а 18 веком?
Юлия Супрун, главный хранитель музейных предметов Омского государственного краеведческого музея: Он сшит очень хорошо. Был специально приглашенный художник, который разрабатывал сначала костюм, и швеи, которые шили специально для царской семьи для этого бала. Он был сшит только для бала. И атрибуция у него 18 века, потому что в Омск он попал в 1927 году из Ленинградского отделения государственного музейного фонда. А в государственный музейный фонд были собраны все предметы, которые были после революции национализированы. В том числе из царских семей. Как таковой атрибуции у них не было. Но поскольку кокошник был сшит в стиле 18 века, поэтому, когда его передавали к нам в Омск из Ленинграда, он как раз и был атрибутирован 18-м веком. Так в документах он у нас и числился. В Омске никто не придавал этому никакого значения, потому что у нас довольно большая коллекция русского костюма, и он часто выставлялся. Никто не занимался изучением этого вопроса.