В гостях у программы «Утро в Петербурге» Сергей Поляничко, дирижёр, руководитель Российского рогового оркестра и Мурат Кабардоков, композитор, народный артист Кабардино-Балкарии.
Николай Растворцев, ведущий: Можно ли объединить роговую музыку с нашим быстрым современным веком? Наши гости уверены — роговой музыке в цифровом веке быть!
Сергей Поляничко, дирижёр, руководитель Российского рогового оркестра: На сегодняшний день совершенно не ограничены технические возможности. Мы этот проект рассматриваем с двух сторон. С одной стороны, хотим показать роговой оркестр в его историческом виде. А во второй части проекта — роговой оркестр, совмещенный с современными технологиями. в Базилике Святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте 16 декабря в 21:00 мы будем играть «Реквием» Козловского. Эта музыка не исполнялась более 225 лет. Я совершенно случайно нашел эту партитуру в библиотеке Санкт-Петербургской консерватории. Мы ее восстановили. Стало возможным исполнение. И мы будем играть эту музыку в том же самом месте, в той же самой базилике, где она прозвучала единственный раз в 1798 году, в момент захоронения Станислава Августа Понятовского.
Николай Растворцев, ведущий: Почему эта музыка была потеряна во времени?
Сергей Поляничко, дирижёр, руководитель Российского рогового оркестра: Исчезли роговые оркестры. Их не было порядка 150 лет, и некому было исполнить эту партитуру. Даже сам Козловский сделал вторую редакцию. Ее изредка исполняли. Но первая редакция с участием рогового оркестра звучит совершенно иначе.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как произошло возрождение рогового оркестра? Кто сегодня играет?
Сергей Поляничко, дирижёр, руководитель Российского рогового оркестра: Это произошло совершенно случайно. Кто-то предложил попробовать, и мы восстановили инструменты по эскизам роговых инструментов, которые хранятся в Шереметьевском Дворце. Там был комплект, который использовался в момент коронации Александра III. Вот так у нас появилась возможность заниматься именно этим жанром. Российский роговой оркестр существует уже 17 лет. За это время мы научились делать инструменты, играть на них.
Николай Растворцев, ведущий: Чем сложен этот оркестр?
Сергей Поляничко, дирижёр, руководитель Российского рогового оркестра: У нас в комплекте 106 инструментов. От 7 см до 3 метров. Это такой разобранный орган. Только к каждому инструменту представлен музыкант — человек, который должен свою ноту издавать ровно в тот момент, когда она написана в партитуре. Чтобы добиться слаженности звучания коллектива, нужны тысячи часов работы.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: А много ли в нашей стране музыкантов, которые исполняют музыку в этом жанре?
Сергей Поляничко, дирижёр, руководитель Российского рогового оркестра: Вообще нет никого, кроме нас.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: А как пришли к цифровым технологиям?
Сергей Поляничко, дирижёр, руководитель Российского рогового оркестра: Мы попали в интересную ситуацию. Вроде мы существующий оркестр, но без своей музыки. Потому что известно несколько исторических партитур, где композиторы сами использовали роговую музыку. Когда мы это все сыграли, то встал вопрос: что же дальше играть? Стали играть популярную музыку. Сыграли даже Вивальди «Времена года». И вот в 2020 году с Муратом задумали и сыграли первую нашу программу «Погружение».
Николай Растворцев, ведущий: Мурат, как вы пришли в оркестр?
Мурат Кабардоков, композитор, народный артист Кабардино-Балкарии: Нас познакомил общий друг, петербургский дирижер Михаил Голиков. Он тоже будет участвовать в концерте 16 декабря со своим оркестром. Потом мы сделали «Александр Невский», в который Михаил предложил включить роговой оркестр. И с тех пор мы с Сергеем делаем разные несовместимые вещи.
Николай Растворцев, ведущий: Не возникало мысли сделать каверы на известные саундтреки?
Сергей Поляничко, дирижёр, руководитель Российского рогового оркестра: Нет желания переигрывать чью-то музыку. Потому что не вся музыка подходит для рогового оркестра. Для нас лучше писать музыку. Я очень рад, что в 21 веке есть композиторы, которые пишут музыку для рогового оркестра. Мурат пишет уже вторую программу. Она называется «Сны», и мы делаем ее при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив. Услышать ее можно будет 26 декабря в Капелле в 19:00, а 16 декабря историческая часть «Реквием» Козловского на Невском.