Уникальные исторические события и ювелирная работа реставраторов — в репортаже Ивана Уварова.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Возвращаемся в Петербург, где одним из главных событий сейчас является глобальная реставрация Исаакиевского собора. Этот некогда главный кафедральный собор Российской Империи сейчас переживает одну из самых масштабных реставраций со времён Монферрана. Всего здесь насчитывается 103 настенные росписи, общий вес золотого убранства — 100 килограммов. Одновременно в соборе могут находиться 7500 человек. Представляете масштаб!
И в ходе нынешних реставрационных работ можно обнаружить много интересного и нового. Например, найдена когда-то принадлежащая собору дарохранительница. Дарохранительница — это предмет церковного обихода. В ней хранят Святые Дары. На экспонате дарственная надпись: «В память торжественного освящения и открытия Кафедрального Исаакиевского Собора 30 мая 1858 года от Московской Епархии», то есть она подарена Собору в день его открытия. Но в 20-е годы прошлого века этот предмет церковной утвари был утрачен. Казалось, безвозвратно, но сейчас она найдена. Найдена сотрудниками отдела учёта фондов в Угличе, в Ярославской области, в частной коллекции. Как она туда попала, пока сотрудники музея держат в секрете. Сейчас идет работа по восстановлению истории этого экспоната. Дарохранительница привезена в Петербург несколько дней назад и еще даже не оформлена как музейный экспонат. Это возвращение в Исаакиевском соборе называют чудом и большим счастьем. Экспонат за экспонатом, предмет за предметом воссоздают церковный быт дореволюционного Исаакиевского собора.
Давайте пойдём туда, в Исаакиевский собор, или даже не пойдём, а поднимемся к ангелам, которые сейчас реставрируют специалисты. Как они это делают? Какие тайны уже удалось раскрыть в ходе этих работ специалистам? Увлекательная история, которую мы так и назвали: Исаакиевский собор с высоты ангелов. К ним поднялся Иван Уваров».
Ровно в полдень, каждый день, 12 ударов со звонницы Исаакиевского собора отбивает этот колокол. Этой традиции всего 10 лет. Её ввели сразу же после того, как воссозданные колокола вернулись на своё историческое место. Это был один из этапов реставрации, которая проходит в соборе постоянно. И ни один посетитель этого не просто не видит. Даже не догадывается об этом.
По строительным лесам поднимаюсь на высоту 10- этажного дома. Под самый свод северо-восточной части. Той, что слева от центрального иконостаса. Реставрация 11-го колодца — так здесь говорят.
Это Мария. Реставратор. Специализируется на позолоте, к которой она относится трепетно, как к маленькому ребенку.
МАРИЯ ИБРАГИМОВА, реставратор:
«Изначально здесь все было покрыто пылью. Ей примерно 60 лет».
Ещё раз. Этой пыли 60 лет! И ее реставраторы убирать пока не будут. Этот черный квадрат — так называемый маячок, по которому комиссия будет определять, какой объем работы был проделан. Колоссальный.
Уровнем ниже трудится Анна. Она утоньшает лаковый рестврационный слой с монументальной работы Алексеева «Исцеление слепорожденного».
АННА ХОЛИНОВА, художник-реставратор:
«Мы именно утоньшаем, не удаляем, а утоньшаем. Главная задача реставратора не навредить, а сохранить. Реставрационный слой закрыл авторский слой, защищает его от утрат, а если мы его будем удалять, мы сможем задеть и автора».
Понять, что именно ты снимаешь: загрязнения или лаковый слой — можно лишь наощупь. Главное правило — давить на ватку не слишком сильно и не слишком слабо. Ювелирная работа.
То, что монументальная живопись собора дошла до наших дней в таком практически идеальном для своего возраста состоянии — называют чудом. И подвигом. Реставраторов, которые восстанавливали собор после блокады, за годы которой почти 60% всей живописи было повреждено или утрачено. Потому что отопления не было. А температурно-влажностный режим для живописи — все равно что воздух для человека. Поэтому сейчас в соборе строго следят за температурой.
С высоты ангелов, из-под купола, спускаюсь вниз. В подвал, в тепловой узел. От +18 до +20 градусов по Цельсию. Максимальная и комфортная температура для собора. Поэтому в Исаакиевском регулируют, а вернее, остужают воду, которая поступает из городской системы отопления. И все для того, чтобы сохранить не только живопись. Но и, например, знаменитые деревянные двери Исаакиевского. Вот Западные ворота. Площадь каждой двери — 42 квадратных метра. Высота створок почти 7. Масса каждой — 10 тонн. Так уж повелось, что их открывают редко. Только на праздничные богослужения. И вот, в начале 21-го века, ворота впервые за 140 лет не смогли открыть, причину искали долго.
ИВАН УВАРОВ, корреспондент:
«А потом выяснилось, что под одной из дверей застряла монетка. Кто-то говорит, что 2-гривенная монетка 19 века. Кто-то, что 10-рублевая из 21-го. Но это не важно. Важно то, что одна маленькая монетка держала две 10-тонных двери. Вот она — гармония идеально выверенных пропорций. До мелочей. Восторг русского академизма».
1710 год. Вот такой была в Петербурге первая Исаакиевская церковь. Здесь с Екатериной Алексеевной венчался Петр Первый. Он же спустя 7 лет заложил вторую церковь в честь Исаакия Далматского. Третий вариант достроили уже при Павле I. И вот, четвертый вариант храма. Уже не просто Церковь, а Собор. Единственный в мире. Освященный в честь Исаакия Далматского.
Уникальное историческое событие. В Собор вернулась дарохранительница. Буквально только что ее доставили в Петербург, и вот, распаковывают на наших глазах. Это предмет, который используют в церковном обиходе. Здесь священники хранят Святые Дары. То есть хлеб и вино для причастия.
ЮЛИЯ УШКОВА, начальник отдела учёта фондов ГМП «Исаакиевский собор»:
«Она была утрачена в лихие 20-е годы прошлого столетия, когда началась кампания по изъятию церковных ценностей. И вот, в результате нашей работы с коллекционерами и антикварами, она была найдена в городе Углич, это Ярославская область. Она была там в собрании у одного из антикваров который согласился ее вернуть музею».
Исаакиевский сегодня восстанавливают не только реставраторы, но и хранители фондов. Работа Юлии заключается в том, чтобы искать и возвращать в собор предметы церковного быта. И каждая такая находка — событие, радость, счастье.
ИВАН УВАРОВ, корреспондент:
«Вот она — винтовая лестница, ведущая в самое недоступное место Исаакиевского собора. Купол над куполом. Или фонарик, как его еще называют. Здесь можно было бы рукой дотянуться до этого символа недостижимости счастья. Но все это всего лишь магия телевидения».
Вот кадры 2018-го года. Реставрация того самого фонарика. Куда после этих работ не пускают никого. Даже если ты журналист. И даже если очень хорошо попросил. Доступ сюда имеют лишь избранные сотрудники, имена которых не называют. Недоступный секретный объект.
Каждый раз он впечатляет, удивляет. И открывает новые и новые страницы своей монументальной истории. Исаакиевский собор, конечно больше, чем просто музей. Памятник архитектуры. Символ города. Храм. Особое место. Особой силы. Которую можно почувствовать и понять, только находясь здесь, на высоте Ангела.