У метро «Проспект Просвещения» появилась необычная скульптура, которая сразу привлекла внимание СМИ и общественности. Почему ее идею мало кто понял? И как подобные объекты попадают в городское пространство? Репортаж Наталии Бандуриной.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Переносимся в наше время, к нашим событиям. И одно из них обернулось очень большим общественным резонансом, хотя ничто не предвещало такого бурного обсуждения.

Дело в том, что в Выборгском районе Петербурга, рядом со станцией метро «Проспект Просвещения» установили один из элементов городской среды — шар, который должен символизировать мир. Мир во всём мире или что-то вроде этого. Но этот шар мира вдруг стал яблоком раздора и предметом споров о том, а кто принимает решение об установке этих элементов уличного оформления? На основании каких нормативных актов или художественных правил и вкусов?

Почему возникли такие споры, абсолютно объяснимо. Петербуржцы крайне болезненно реагируют на всё, что каким-то образом изменяет привычный им облик Петербурга. Как разрешить эти споры и как примирить прошлое города с его настоящим? И что значит на языке специалистов такое понятие, как «архитектурный шум»? Об этом — в репортаже Наталии Бандуриной».

Станция метро «Проспект Просвещения», пешеходная зона, вокруг типовые многоэтажки — обычный спальный район города. Может быть, поэтому появление этого арт-объекта произвело настоящий фурор?

«Лучше бы вместо шара построили скейт-площадку…», «А у жителей района спросили, нужны ли эти скульптуры?», «3 миллиона! Столько проблем в городе — они шарик за три миллиона…». И это еще, что называется, самые безобидные из комментариев. Кто-то уже прозвал шар гигантской пепельницей, другие увидели в нем яйцо, которое отложил инопланетный гость, и даже знаменитый «Пепелац» из комедии Данелии, говорят, тоже на него похож.

Сколько он стоит и зачем нужен, вопросы не совсем уместные, когда речь идет об искусстве, с одной стороны, а с другой — людям интересно, на что расходуются бюджетные деньги и почему похожий шар на одной очень известной интернет-платформе стоит в разы дешевле.

В администрации Выборгского района уже, кажется, и сами не рады такому вниманию. Шар, который по задумке автора символизирует мир, стал настоящим яблоком раздора.

А вообще, этой скульптуре очень повезло оказаться в городской среде. Сотни проектов малых архитектурных форм стоят в очереди, ждут своего инвестора, но так и остаются на бумаге.

Павел Тихомиров занял третье место в конкурсе на лучшую скульптуру для городских скверов. Его «Телепес» — это дружеский шарж на тележурналистику, фантастическое животное с кинескопом вместо головы. В том конкурсе, а его провели еще в 2019 году, тройка лидеров выглядела так: на первом месте скульптура под названием «Ожидание», второе место заняла композиция «Осенний лес», тройку лидеров замыкал «Телепес». Ни один проект так и не был реализован. Кто-то говорит, может, и к лучшему, злые языки скульптуру победителя еще на стадии обсуждения называли не иначе как «Чужой рожает».

И действительно, сегодня активно восстанавливают фонтаны во дворах старого города, они обычно все были дополнены скульптурами, а вот с новыми малыми скульптурными формами – сложнее, по правилам автор композиции должен передать все права на скульптуру городу, чтобы подобная не появилась где- то еще, но не все, оказывается, на это охотно идут.

Композиция «Мальчики дерутся за гуся» 19 века, отреставрирована в 2005-м, пример бережного отношения даже не к самой скульптуре, а к той уникальной среде, которая сложилась вокруг скульптуры. Или этот Змей Горыныч во дворе на Васильевском острове, без которого уже его и не представить. Медведи в Коломне, кажется, тоже из прошлого, на самом деле, появились здесь в 2017-м и отлично вписались в пространство.

Метеопавильон на Малой Конюшенной — ему чуть больше 100 лет — тоже малая архитектурная форма, создан по проекту архитектора Лансере, до недавнего времени он был не только красивым, но еще и полезным. Киоск погоды, так его ласково называли, безошибочно выдавал показания о давлении и температуре и влажности воздуха, вандалы похитили старинные приборы, и теперь здесь установлены муляжи. Говорят, настоящие установить невозможно.

Может быть, действительно это все невозможно, слишком затратно, лучше оставить все так, но ведь это наша уникальная, чисто петербургская история. А кривая, которую чернилами выводил на бумажной ленте самописец, нечто большее, чем просто фиксация погодных явлений. И в это же время где-то на окраине города изо всех сил пытается доказать свое право на жизнь, оправдать бюджет, то ли шар, то ли космический корабль.