Очень часто прекрасное взаимодействие людей на поле искусства переходит в конфликт, борьбу, противостояние. Что сказать, разве что знаменитую фразу Мао Цзэдуна: «У каждого поколения должна быть своя война». Печально, что её можно затеять и в искусстве. Привычной частью новостей стали сообщения о выходках экоактивистов, то там, то здесь — по всему миру. То картину облили супом, то бросили торт, то плеснули пюре, а приклеивают себя к ним так регулярно, что уже про это сочиняют анекдоты: «Экоактивиста, приклеившего себя к экспонату в музее современного искусства две недели принимали за инсталляцию». Удивительнее всего реакция на это. Серьёзные издания силятся понять «концептуальное значение вандализма». Легкомысленные публикуют смешные картинки в том же анекдотичном ключе — «Моя любимая живопись в музее».

Что касается самих музеев, руководители 92-х крупнейших, включая Лувр и Прадо, написали открытое письмо, в котором уговаривают активистов быть осторожнее, но в заключении признают — да, музеи — это площадки для социального дискурса. Ну а пока в немецкие музеи не пускают даже с самыми маленькими сумочками, а в залах испанских дежурят полицейские в штатском. Какая может быть война в стенах музеев? Да и вообще. Без комментариев. Смотрим работы с выставки в Русском музее «Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI-XX веков».