Что значит быть матерью в наше время? Насколько это тяжело и важно? И что про маму говорят наши дети? Репортаж Полины Ганичевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«На этой неделе мы отметим один из самых замечательных праздников в нашей жизни — День матери. В связи с этим вот интересные данные Петростата, итак, внимание: в период с января по сентябрь 2022 года в Петербурге родилось 38 336 детей. К концу года цифра составит почти 40 тысяч. 40 тысяч новых людей, родившихся на берегах Невы, петербуржцев. Ура! И это, пожалуй, самое важное достижение нашего города. И это сделали мамы. И это очень тяжелый труд. Поэтому когда говорят «трудно быть богом», хочется поправить: трудно быть не богом — трудно быть мамой.

А что значит, быть матерью в наше время? Насколько это трудно и важно? И что про маму говорят наши дети? Полина Ганичева расскажет об этом очень подробно и со знанием дела».

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:

«За всю нашу съемочную практику это место и этот повод, пожалуй, самое важное, о чем мы вообще можем рассказать. Что бы ни происходило в городе, в стране, мире — пока есть это место, жизнь в буквальном смысле продолжается».

Мы в самом шумном, в 10-м, роддоме — на Тамбасова. С начала года в Петербурге появились на свет почти 43 000 детей, больше всего — именно здесь. Поэтому между отделениями не ходим, а почти бегаем. Всегда кто-то рожает, кормит или выписывается. Елену Фомину в отчет о демографии можно вписать отдельной строкой: это её 6-й ребёнок. 3 900. Мальчик. Ему всего 2 часа.

ЕЛЕНА ФОМИНА, многодетная мать:

«Я сейчас вот смотрю на него и знакомлюсь: раньше он был внутри меня, а теперь снаружи. Я только что кричала «Господи, поскорее бы!». Это так ужасно было! А потом такая эйфория сейчас резко наступила. Забывается боль, потому что есть такая шикарная награда. Вот он. Твой второй человек».

В родильной можно петь, рассказывать анекдоты или жаловаться на жизнь, рожать со свекровью — Татьяна Фёдорова готова выдержать всё, что может хоть немного помочь женщине. Акушера со стажем в 30 лет удивить почти невозможно. Мы посчитали: за это время она приняла 30 000 родов. Пошла по стопам своей мамы, она в акушерстве 50 лет. Здесь считать перестали – столько новорождённых всё равно не представить.

— Вы строгая в родах?

ТАТЬЯНА ФЁДОРОВА, старший акушер родильного отделения родильного дома №10:

«Нет. Я мама. Для мамочек я мать. У нас же специальность такая, что мы каждые роды пропускаем через себя. Я когда говорю: «Ротик закрыла — потужилась», — я думаю, что я ей помогу, и она быстрее родит. И мы все! Я не только про себя говорю. Врач стоит, педиатр — и мы все… Все вокруг выдыхают. Вся команда профессионалов».

В послеродовом отделении тихо. Страшно даже заходить в палаты. По взгляду и реакции понятно — здесь мамы уже чувствуют, что они мамы: не отходят от кувезов, уже запомнили, как пахнет их ребенок.

АННА БУРМИСТРОВА:

«Сразу чувствуешь себя властелином мира, когда у тебя на руках ребенок засыпает. Я вообще по жизни люблю адреналин, скажем так. И моя сестра мне как-то сказала: «Аня, бросай прыжки с парашютом — просто выйди замуж и роди ребенка, и никакие адреналины не нужны будут». Пожалуй, она была права».

А справилась ли мама? Научилась ли прилично готовить? Может отличить автобота от десептикона? Это станет понятно через несколько лет — ребенок сам расскажет. В лучшем случае — за столом, а в худшем — выложит всю правду журналистам. Мы в семье Хачатурян. Детей в этой квартире посчитать сложно. Если верить Юлии, их пять: старший Рубен уже студент, младшей Ане всего 4, Валю нужно отправить на аэробику, Алина сделает уроки и пойдет на танцы. Все чем-то серьезно заняты, а Маша, кажется, станет журналистом. Хачатурян — семья года. Официально, с грамотой, 2022-го, а для себя у них свой рейтинг, где соревнуются за внимание мамы и папы.

ЮЛИЯ ШЕЛОПУГИНА, многодетная мать:

«А ты кого больше любишь?», — дети спрашивают. Я всегда задаю вопрос: «А ты кого больше любишь: папу или маму?». Говорят: «И папу, и маму». А как вы мою душу рвете?».

Пока дети заканчивают школу с отличием и получают спортивные разряды, у мамы уже полгода лежит абонемент в бассейн. Но Юлия говорит: дети тут ни при чем, хотела бы – нашла бы возможность. И бежит накрывать на стол. Одного перевернуть, другого покормить, третьему поменять белье — это будни любой мамы. Но как меняет эту историю контекст. Например, адрес: городская больница. Или запись в карточке: дети-сироты. Жанна Сергеева не медсестра и даже не родственник этих пациентов, но по 12 часов в день проводит с ними в этой палате. 7 лет назад Жанна оказалась в этой больнице с сыном. Услышала об особенной палате и движении «Петербургские родители». Тогда набирали желающих ухаживать за теми детьми, к которым в больницу не придут родители. Главврач центра объясняет: ощущение мамы рядом – это буквально лечение, которое нужно каждому.

АЛЕКСАНДР ГОСТИМСКИЙ, главный врач Детского городского многопрофильного клинического специализированного центра высоких медицинских технологий:

«Нахождение в больнице даже для взрослого человека — это стрессовая ситуация, то для ребенка по большому счету — это психологическая катастрофа. Мало правильно лечить. Мы вылечим тело, но есть элемент психологический. Исход для пациента во многом зависит от настроя».

Так родился совместный проект общественников и больниц. Детские диагнозы и отделения разные, но абсолютно все пациенты требуют особого медицинского и человеческого ухода. Обычно в таких палатах остаются надолго: кого-то сюда привозят регулярно, а кто-то уже никогда не вернется. Один из таких маленьких пациентов впервые назвал Жанну мамой.

ЖАННА СЕРГЕЕВА, постовая няня:

«Он лежал 1 год и 3 месяца здесь. Я к нему так привыкла. И день рождения праздновали, когда ему годик исполнился. Когда пришла его мама, просто так, посмотреть на него. Взяла его на руки, а я там стояла. И он даже отворачивается, смотрит и на меня: «Мама! Мама!». Пришлось выйти из палаты, потому что неудобно».

И она считает себя мамой: без свидетельства о рождении и прав на ребенка. Как считает себя мамой акушер, который чаще нянчится не с детьми, а с их родителями. Как не просто мамой, а мамой дважды, трижды, четырежды может назвать себя любая, кто любит, заботится, прощает и принимает, несмотря ни на что. Для них (для мам) детей может быть много, но для каждого из нас мама в жизни всегда одна: та, что дает лекарства, принимает в дом женихов и всю жизнь верит, что ее дочь обязательно станет «журистом» — что бы это не значило. Для вас, наши единственные в жизни, Ванечка Уваров, Наташа Бандурина, Антоша Цуман и Поля Ганичева.