Кубик за кубиком, а точнее – тессера за тессерой, как называют их мозаичисты. Внимательно и без спешки идёт работа над почти трёхметровой иконой преподобного Серафима Вырицкого в реабилитационных мастерских Александро-Невской лавры. Уже два года в мозаичном облике здесь рождаются «Святые покровители града Петра». Семь больших икон украсят территорию Александро-Невской лавры. Сейчас работа кипит уже над третьей.
Михаил Селецкий, художник:
Не просто это куски и панно, а это именно как икона, которая прописана. Всё-таки Лавра – памятник архитектуры, и хотелось бы, чтобы работа вписалась в этот ансамбль архитектурный.
Мастер создаёт эскиз иконы и собирает лик, а его подмастерья — ребята с ограниченными возможностями, получившие навыки не только в мозаике, но также в иконописи или в керамике — работают над остальными деталями.
Александра Сердитова, руководитель реабилитационных мастерских Александро-Невской лавры:
Мы предоставляем возможность поработать в разных мастерских, что будет ближе, на что откликнется душа. Если появляется мотивация и желание. Сначала это кажется «нет, нет не получится, я не смогу», но проходит месяц-два… Вплоть до того, что ребята подходят даже к таким серьёзным работам как икона.
Чем меньше тессеры, тем больше возможностей у художников передать все тончайшие детали: лик, оттенки, текст. Каждый фрагмент не больше 9 миллиметров! А отражательная смальта усиливает попадающий на неё свет, создавая эффект сияния иконы. Особый объём придаёт шершавый и приятный на ощупь индийский зелёный мрамор.
Михаил Селецкий, художник:
Я сначала картон нарисовал, потом мы его разделили на такие куски. И отдельно с ребятами делали. Сейчас мы всё смонтировали по основе, и он у нас теперь должен получиться. Такая вот космическая стыковка.
Задача на ближайшие недели — заполнить оставшиеся пробелы. Для этого тессеры вдавливают сначала в пластилин, а уже потом готовую мозаику зальют цементом.
Михаил Селецкий, художник:
Благодаря пластилину мы можем исправлять, что-то пошло не так — мы можем вытаскивать целые кусочки и другим цветом подгонять. Потом уже не исправишь, когда цемент – это уже, как говорится, аминь.
Дарья Богдашкина, корреспондент:
Итак, у нас есть тессера, что с ней надо делать?
Алла Христофорова, сотрудник реабилитационных мастерских Александро-Невской лавры:
Это ещё не тессера, а материал. Тессара – это уже, когда вы откусите этот кусочек, маленький квадратик. Кривой можно немножко подточить, отшлифовать. Всё отлично, Дарья, вы молодец!
Дарья Богдашкина, корреспондент:
Спасибо, Алла, ну что ж и я приложила свою руку к Серафиму Вырицкому.
Уже через месяц эта мозаичная икона Серафима Вырицкого будет украшать эту нишу Фёдоровского корпуса. И тогда на одно изображение святого покровителя Петербурга у нас станет больше.