На связи с программой «Утро в Петербурге» Александр Шелехов, научный руководитель проекта «Осударева дорога».
Дарина Шарова, ведущая: Продолжаем отмечать 350-летие со дня рождения императора Петра Великого. И этим утром отправимся на прогулку по «Осударевой дороге».
Николай Растворцев, ведущий: Мы знаем, что само название “Осударева дорога” возникло 320 лет назад, в 1702 году. Расскажите, какая операция по переброске войск происходила в то время, и почему ее считают беспрецедентной?
Александр Шелехов, научный руководитель проекта «Осударева дорога»: Петру нужен был реванш после поражения под Нарвой, и он предпринял определенный хитрый план. Он сделал вид, что будет ждать в Архангельске и отбивать атаки шведов. А сам собрал свои элитные подразделения — 5 батальонов Преображенских и Семеновских полков и из Архангельска через Соловки десантировался на Карельском побережье Белого моря. Все происходило в окрестностях деревни Нюхча. Это была секретная операция. После того, как они десантировались, двинулись в глубь территории по трассе, которая была заранее подготовлена, длиною 190 км.
Дарина Шарова, ведущая: А как появилось само название дороги?
Александр Шелехов, научный руководитель проекта «Осударева дорога»: Осударева появилось не сразу. Ее так назвали уже спустя какое-то время местные жители — поморы и те, кто участвовал в строительстве и продвижении Петра с берегов Белого моря на берега Онежского озера. Это расстояние в 190 км они прошли за 10 дней. При этом они везли с собой обозы, и с ними двигалась свита Петра Первого. Он не захотел оставлять ее в Москве, боялся смуты, переворота. Поэтому он всех своих бояр, которые были ходячие, забрал с собой.
Николай Растворцев, ведущий: Сегодня, спустя 300 лет дорога существует? Можно ли пройтись по ней? Увидеть какую либо часть?
Александр Шелехов, научный руководитель проекта «Осударева дорога»: Проект “Осударева дорога” возник в 1993 году. Тогда нас поддержали такие известные личности, как академик Дмитрий Лихачев, Никита Михалков, которые возглавляли Российский фонд культуры. Карельский фонд культуры нас тоже поддерживал на протяжении многих лет. На удивление, спустя 300 с лишним лет, в ходе каждой экспедиции находим по нескольку фрагментов дороги. Выглядят они вполне достойно. Зарасти ей не дают лесные пожары, при которых дорога выполняет функцию вытяжной трубы. Сейчас “Осударева дорога” является значимым памятником для России. И все, кто хочет, могут ее увидеть.