Если бы не политика, власть и стрельцы Пётр Первый мог бы сблизиться со своей старшей сестрой Софьей, хотя бы на почве театра. Пётр Алексеевич любил театрализовать даже жизнь – превращая в настоящее шоу свадьбы и чествование военных побед, Софья писала драмы в стихах, как и младшая сестра императора Наталья Алексеевна. С её именем и связано появление русского театра в Петербурге. Однако, начнём сначала…
Первый из Романовых, царь Михаил Фёдорович был любителем кулачных боёв. Но в памяти бояр остались театральные представления, которые при Годунове разыгрывали скоморохи на святках, и на венчании царя Алексея Михайловича исполнили представление собственного сочинения. Но признали с сожалением: «нет у нас настоящих комедийщиков». Людей, знающих толк в театре нашли в Немецкой слободе — и ровно 350 лет назад, 17 октября 1672 году в селе Преображенском в специально построенной потешной хоромине впервые был дан настоящий спектакль. С тех пор месяца не проходило без нового представления. Но всё это были домашние радости при дворе — народ же по-прежнему радовался скоморохам да гуслярам.
Как и будущий вождь пролетариата, царь-плотник считал, что искусство принадлежит народу. И ровно 320 лет назад, в 1702 году на Красной площади появилась комедиальная хоромина, чьи двери распахивались каждый понедельник и четверг для четырех сотен человек. По указанию царя, пьесы для первых русских зрителей должны были быть не слишком длинны, не слишком грустны, не слишком веселы и не слишком серьёзны. При этом театр призван был наставлять зрителя и откликаться на острые проблемы современной политической жизни — хоть на Полтавскую битву, хоть на русско-турецкие отношения…
В новой столице театр затеяла любимая сестра Петра Первого, Наталья Алексеевна. Он возник рядом с её дворцом на нынешней Шпалерной улице, в 1714 году. Вход в театр, в котором играли русские артисты, был бесплатным и как заметил один современник, «дозволялось приходить всякому». Так было положено начало театру в России.
Что ж, позже чем в других европейских державах. Но пройдет еще два столетия, и мировой современный театр будет опираться на актёрскую систему Станиславского.