ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Давайте отойдём от тревожных новостей нашей сегодняшней действительности. Точнее, подумаем над тем, как уйти от них. Как можно найти покой и гармонию в наше беспокойное время. Насколько это трудно сделать? Ведь во многом мир тревоги и беспокойства мы вокруг себя создаём сами. Мир — это не только то, что происходит вокруг тебя. Это и то, что ты думаешь про этот мир. Каким ты его видишь. И порой хочется остановиться и найти то самое, про что Пушкин писал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». И если каждый по-своему решает вопрос, как найти их, то одна истина абсолютно очевидна: Петербург — идеальное место для того, чтобы найти эту гармонию и покой. Но как это всё-таки сделать? Наталья Медведева покажет несколько вариантов решения этого вопроса».

НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:

«В мире тревожных новостей, где порой кажется, что лучше вообще не включать телевизор, думаешь — как отвлечься? Чем себя занять? В Петербурге есть масса возможностей, как переключить внимание: от всем известных, но почему-то забытых, до совсем необычных».

Самый простой способ уйти от забот в Петербурге — это сам Петербург, точнее, экскурсии по нему. Эвелина Битиева — одна из многочисленных экскурсоводов-одиночек, которые готовы часами разглядывать детали архитектуры начала ХХ века.  Девушка выросла на Петроградской стороне. Маршрут по непарадному Петербургу — её любимый.

ЭВЕЛИНА БИТИЕВА, искусствовед:

«Здесь наглядно можно показать, как жил настоящий Петербург — неприглядный, не глянцевый. Когда ты начинаешь показывать город людям, которые каждый день проходят мимо этого дома: «Смотрите, здесь такая деталь. А здесь жил такой человек», — город раскрывается по-другому».

Это чувствуют и те, для кого она рассказывает. Спрос на экскурсии всегда есть: люди хотят отвлечься, прочувствовать атмосферу города, ненадолго убежать от суеты.

МАРИНА ЛЕВИЧЁВА, житель Санкт-Петербурга:

«Чувствую подъём энергии, вдохновения. Хочется идти, что-то новое делать. Сейчас пойду с новыми мыслями делать что-то интересное в работе».

Это сродни медитации, которая основана на трёх стихиях: камень, вода и серое петербургское небо. 

Петропавловская крепость. Рядом с Алексеевским равелином — крупнейшая в Петербурге площадка для игры в городки. Здесь тренируется и тренирует мастер спорта Анастасия Ковлешенко. Правила и технику игры объясняет мне — новичку.

АНАСТАСИЯ КОВЛЕШЕНКО, мастер спорта России по городошному спорту:

«Делаете шаг левой ногой, и вот так».

Суть городков — попасть бито́й, именно бито́й и никак иначе — так говорят профессионалы, по заранее сложенным фигурам. Побеждает тот, кто выбьет все, затратив меньшее количество бросков. Правила игры не меняются уже больше 300 лет.

НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:

«В городки с удовольствием играли русские писатели Лев Толстой, Максим Горький, певец Фёдор Шаляпин, музыкальный критик и композитор Владимир Стасов, академик Иван Павлов. Особую популярность городки завоевали в советские годы».

В середине прошлого века в Ленинграде одна за одной открываются городошные площадки. Они были везде: на крупных заводах, стадионах, в лагерях и школах. В 70-х про 15 фигур, которые надо сбивать при помощи бит, знал весь Ленинград.

Петербург тоже знает — именно в Петропавловской крепости в начале нулевых прошёл первый чемпионат мира по городошному спорту.

Спустя 20 лет здесь тоже устраивают чемпионаты — любительские. Мы решили провести свой: корреспондент и звукоинженер телеканала «Санкт-Петербург» против двух братьев Тихона и Павла — в спорте они около месяца. Играем по упрощённым правилам: за три раунда надо выбить три фигуры. 

По итогам матча — ничья. Со стороны кажется, — проще простого. Олимпийский принцип «главное — не победа, а участие» здесь обретает особую актуальность: выбив все пушки, вилки, ракетки, серпы, о тревоге забудешь точно. Хотя бы на время. 

Люди вообще чувствуют себя лучше, если часто бывают на природе, — доказано бёрдвотчерами. В переводе на русский — наблюдателями за птицами. Это модное европейское увлечение, которое пришло к нам недавно и каждый день обретает новых поклонников. Вот так, под дождём с биноклем бёрдвотчеры могут ходить весь день ради того, чтобы посмотреть на снегиря в середине октября.

ЮРИЙ МИХАЙЛОВ, орнитолог, бёрдвотчер:

«Это такая форма досуга, отдыха. В чём-то — спортивный интерес: люди соревнуются, кто сфотографировал больше птиц, определяют, изучают. Главный смысл в чём? Главный смысл — увидеть больше птиц редкой, разнообразной окраски».

Чтобы стать бёрдвотчером, не надо учиться — надо просто выйти в парк, внимательно смотреть и слушать. Наблюдение за птицами успокаивает: и красиво, и тихо. За этой тишиной скрывается целый мир. Понять его могут только посвящённые, когда объясняют тебе, что чечётка отличается от воробья красным пятном на лбу. 

А если тишина и гармония бёртвотчинга не успокаивает, — можно пойти другим путём — в «Комнату ярости».

НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:

«Здесь можно не сдерживать себя, дать волю эмоциям, выпустить весь пар и негатив».

В ход идут старая посуда и нерабочая техника, их выкупают у офисов и заводов. Один сеанс «разрушений» длится от 30 минут до 1 часа. Такой вид эмоциональной разрядки достаточно популярен, как и его полная противоположность — «обнимательные встречи».

Так участники привыкают друг к другу, чтобы перейти к главному таинству — объятиям. Наукой доказано — прикосновения способствуют выработке окситоцина — гормона счастья. Он отвечает за наше физическое и моральное состояние.

ВАЛЕРИЯ КАМЕНСКАЯ, организатор обнимательных встреч

«За 4 часа встречи мы возвращаем друг другу, что есть добро, бережные люди, уважение. Все хотят жить в счастливом мире, беречь себя в первую очередь».

Человеку нужен человек — факт, который многие недооценивает, а ведь иногда, чтобы чувствовать себя лучше, не хватает обычного общения. Восполнить недостаток можно в Эрмитаже — в музее существует проект арт-медитаций.

СОФЬЯ КУДРЯВЦЕВА, заведующая молодёжным образовательным центром Государственного Эрмитажа, руководитель программы арт-медитаций

«Это не экскурсия, это некое общение между медиатором, сотрудником музея и публикой. Это общение предполагает разные вопросы, ассоциации».

Здесь не надо знать историю искусств или разбираться в живописи — достаточно чувствовать и задавать вопросы. Себе в первую очередь.

НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:

«Например, можно пофантазировать, о чём за чашечкой кофе говорят персонажи Анри Матисса или на какой куст смотрит дама в саду на картине Клода Моне».

Да, в современном мире много поводов для стресса, и кажутся актуальными строки Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Каждый по-своему пытается их найти, и если до сих пор встаёт вопрос «где?», ответ очевиден — в Петербурге.