ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Одна из важнейших тем, безусловно, то, как наша петербургская экономика проходит через этот сложный этап. Проходит спокойно. Стабильно. Потому что во многом уже были подготовлены к таким экстремальным ситуациям. Но если одной фразой обозначать это состояние, в котором сейчас находится Петербург, то можно сказать: идёт мобилизация экономики. Идёт перестраивание логистических связей, источников финансирования, рынков реализации в буквальном смысле на ходу. Меняется не просто очень многое. Меняется всё! Антон Цуман продолжит тему».
Заседание союза промышленников и предпринимателей Петербурга — крупнейших представителей городского бизнеса. В предыдущие годы — традиционное и даже рутинное мероприятие. Но на прошедшем на этой неделе буквально с первых вступительных слов губернатора города, открывшего заседание, стало ясно — экономика Петербурга проходит через свой мобилизационный период. Иными словами — перегруппировывается на марше.
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«Сегодня у нас тоже непростое время. И экономика нашего города развивается, и она устойчива благодаря работе, конечно, промышленных предприятий. В том числе, конечно, и ОПК. Сейчас некоторые предприятия работают по 2-3 смены».
Ещё не так давно зарубежный бизнес буквально в очереди стоял, чтобы открыть свои мощности в Петербурге. Вот один из примеров: открытие завода японского концерна Ниссан на Комендантском проспекте в 2009 году с участием первых лиц города и страны. В этом году японский автогигант вслед за западными компаниями покинул и берега Невы, и Россию.
АНТОН ЦУМАН, корреспондент:
«Спустя 13 лет после своего торжественного открытия завод Ниссан на Комендантском проспекте полностью остановил свои конвейеры. Планируется, что в ближайшем будущем на его базе КАМАЗ вместе со своим китайским партнёром начнёт собирать автомобили уже под китайским брендом. А пока пустующий и тихий Ниссан остаётся символом того непростого периода, через который проходит экономика России и Петербурга».
И в этой ситуации от того, насколько успешно предприятия Петербурга проходят через свой мобилизационный период, и зависит, насколько сильной будет экономика города в ситуации западных санкций и буквально бегства зарубежных компаний.
НПО по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды» — старейшее предприятие такого типа в стране. Казалось бы пластик — это легко и просто. Здесь поправляют — пластик может быть разным. Например, эта смесь имеет своё чёткое функциональное назначение.
СВЕТЛАНА КОЗЛОВА, генеральный директор завода по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды»:
«В результате получается техническое изделие, которое обладает очень высокой жёсткостью к механическому разрушению, то есть очень прочное изделие. Сырьё всё российского отечественного производства».
От пластиковой тары и до тончайших фторопластовых трубок для космоса, авиастроения и «оборонки» — того, что входит в сферу ключевых отраслей экономики. Генеральный директор НПО Сергей Цыбуков рассказывает: нынешняя непростая ситуация была прогнозируема, и к ней готовились. Особенно усиленно — после пандемии: отладили цепочки поставок, начали переход на оборудование из России и Белоруссии и, что самое главное, сохранили традиции ещё советской рабочей школы.
СЕРГЕЙ ЦЫБУКОВ, генеральный директор научно-производственного объединения по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды»:
«Конечно, самая главная проблема — это отсутствие кадров. Просто нашу специальность никто никогда, к сожалению, и в советское время и уж тем более в постсоветское не готовил. Слава богу три года назад мы вписались в нацпроект 50+ и слава богу 200 человек мы сумели подготовить в пандемию».
Старый советский принцип «кадры решают всё» в этой наукоёмкой сфере не просто важный — определяющий, поэтому Правительством и было принято решение освободить оборонные предприятия от мобилизации ключевых сотрудников. И на уровне Правительства города уже заявляется о конкретных шагах по дальнейшей поддержке петербургских промышленников.
КИРИЛЛ ПОЛЯКОВ, вице-губернатор Санкт-Петербурга:
«Это целый комплекс мер и налогового, и не налогового характера. Помимо тех мер, которые у нас действовали в период пандемии 2020-2021 годов, мы продлеваем эти меры, соответственно, и на следующие периоды для того, чтобы поддержать предприятия. Плюс приняли дополнительный пакет мер поддержки различных налоговых послаблений в части, касающейся льгот по арендной плате».
Но экономика современного мегаполиса держится не только на предприятиях-гигантах — ещё и на компаниях так называемого среднего и малого бизнеса, которые сталкиваются с не менее масштабными трудностями. Вот один из примеров: небольшое предприятие, которое занимается производством промышленного инструмента — того, что используется не в быту, а в станках с числовым программным управлением. Вот, например, свёрла самых различных и сложных профилей.
АЛЕКСАНДР ДОБКЕС, директор предприятия инструментальной отрасли:
«В России очень мало компаний их делают, можно пересчитать по пальцам одной руки. За границей — тоже очень ограниченное количество предприятий. Делается непосредственно у нас, здесь, непосредственно на ваших глазах».
Директор Александр Добкес рассказывает: да, предприятие малое, но на его продукции держится стабильная работа многих промышленных «гигантов» по всей стране. Вот, например, эта партия инструментов скоро отправится на один из крупнейших машиностроительных заводов Петербурга. И в условиях тотального санкционного давления именно такие предприятия должны стать точками роста экономики и города, и страны.
АЛЕКСАНДР ДОБКЕС, директор предприятия инструментальной отрасли:
«До этого мы старались использовать, в первую очередь, европейские сплавы от топовых производителей. Сейчас, ввиду ситуации, мы всё больше стараемся ориентироваться на российских производителей сплавов, пока их очень ограниченное количество. Но мы наблюдаем устойчивый рост в плане качества их инструментальных материалов, которые они производят и предлагают для нужд таких предприятий, как наше».
Так и получается, что от благополучия одного предприятия может зависеть вся отрасль в целом. И этот тезис применим не только к инструментальному производству.
В то время, как западные пищевые бренды массово покидают российский рынок, на этом предприятии вспоминают поговорку «не хлебом единым» и выпекают в несколько смен даже уже не хлеб, а функциональный продукт для здорового питания. Нейробиолог и кандидат наук Виктория Долгих 3 года назад дала старт производству, которое сумело выстоять и в пандемию, и держится в непростых экономических условиях нового времени.
ВИКТОРИЯ ДОЛГИХ, генеральный директор компании-производителя хлебобулочных изделий:
«Печь у нас на каменном поду, поэтому изделия правильно пропекаются, имеют лучшие вкус и ароматику по сравнению с обычными».
Семечки и сушёные ягоды западного производства удалось заместить довольно быстро, но меры поддержки необходимы и здесь. И их ждут не только в виде льготных кредитов и снижения налоговых ставок.
ВИКТОРИЯ ДОЛГИХ, генеральный директор компании-производителя хлебобулочных изделий:
«Мы бы хотели поддержки по рекламе и, возможно, вообще всей цепочки производителей малого бизнеса региона, то есть по созданию такого народного маркетплейса, куда бы все могли реализовывать свою продукцию, а покупатели получали бы продукцию по более низкой цене, потому что это было бы субсидировано государством в плане рекламы».
Для справки — таких малых предприятий в Петербурге насчитывается 340 тысяч. Они обеспечивают не только 22% налоговых доходов в городской бюджет, но и полтора миллиона рабочих мест. Председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели поясняет: вопрос «что делать, если владельцу малого бизнеса вручили повестку?» — один из самых частых, и совместно с Правительством города прорабатываются способы сделать так, чтобы сфера малого бизнеса Петербурга не пострадала.
ЕЛЕНА ЦЕРЕТЕЛИ, председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга:
«Организация подаёт нам информацию с просьбой рассмотреть бронь для определённой категории предпринимателей. Затем работает механизм анализа, скажем, что за бизнес, его возможности, и затем либо выдаётся, либо не выдаётся такая бронь».
Ещё 20 лет назад на рынке программ для электронного документооборота безраздельно властвовали зарубежные корпорации. Сегодня — это лишь одно из многих решений, которое предлагают компании Петербурга. Вот один из примеров: офис группы айти-компаний со штатной численностью более 1000 сотрудников. Директор по развитию Константин Смирнов поясняет — уход западных поставщиков программного обеспечения оказался не столь болезненным.
КОНСТАНТИН СМИРНОВ, партнёр группы IT-компаний:
«Единственное, что это вызвало необходимость быстро переориентироваться, переносить что-то из международных «облаков» в отечественные, какие-то проекты пересмотреть, какие-то проекты остановить для поиска нового решения, где-то сориентироваться по другому о сроках, что нам нужно вложить больше, чтобы получить результат».
Председатель объединения российских компаний-разработчиков Валентин Макаров поясняет: с февраля наблюдался значительный отток кадров, который удалось серьёзно сократить благодаря созданию рабочих мест и освобождению от мобилизации специалистов с высшим образованием. Следующий шаг — создание совместных масштабных проектов со странами, которые тоже рискуют пострадать от технологических санкций запада, такими, как Китай и Индия.
Валентин Макаров, президент НП «РУССОФТ».
«Они покупают дешёвую нефть в России, — им уже пригрозили, что будут санкции. И Россия может быть объективно таким альтернативным поставщиком технологической независимости, технологического суверенитета в области IT. Это означает суверенитет в любой другой области, потому что без IT не будет работать ни одна промышленная система».
Полифоничную и многогранную экономику Петербурга можно вполне назвать моделью экономики всей страны, и по этой модели уже ясно: та катастрофа, которую предрекали нашей экономике, вовсе не конец, а начало долгого и трудного пути, который предстоит пройти и Петербургу, и России.