ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Если бы в Петербурге проводили конкурс на самые эффектные и невероятные кадры октября, то, безусловно, первое место было бы отдано вот этим съёмкам. Напомню, что это съёмки уникальной логистической и инженерной операции по транспортировке огромной атомной субмарины «Ленинский комсомол» в Кронштадте. Это первая советская атомная подводная лодка. Длина 107 метров. Масса 2,5 тысячи тонн.

Подводная лодка «Ленинский комсомол» становится на вечную стоянку в Кронштадте. А в чём уникальность этого атомного подводного корабля? Ведь в 1970 году даже была выпущена почтовая марка с изображением атомной подводной лодки «Ленинский комсомол». Цветное графическое изображение фиксирует исторический момент, когда лодка всплывает среди льдов на северном полюсе. Это яркая и радостная страница в истории  корабля. Например, долгое время государственной тайной считалось то, что произошло на борту лодки 8-ого сентября 1967 года. Вот об этом мы сейчас и расскажем. Итак. Приказано выжить. Какой урок мы должны извлечь из трагической истории подвига экипажа этой атомной субмарины? Наталия Бандурина продолжит тему».

Скромность — это, наверное, фамильная черта семьи Перегудовых. Наталья Владимировна даже своим студентам-будущим морякам не рассказывает, что она —  дочь конструктора первой в СССР атомной подводной лодки. На самом деле, если Королёв открыл для нас космос, то Перегудов положил начало истории отечественного атомного подводного флота.

НАТАЛЬЯ ИГНАТЬЕВА-ПЕРЕГУДОВА, дочь Владимира Перегудова, главного конструктора атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол»:

«Не гнался за наградами. Предлагали в однокомнатную квартиру, он пока не обеспечил всех своих помощников, не переехал. Когда он работал над лодкой, он пригласил матросов к себе и спросил их: «Вот вы скажите, что вам неудобно?». К людям он относился очень хорошо».

К-3 или «Ленинский комсомол» прослужила в рядах ВМФ 34 года. На своём последнем месте стоянки — в Мурманске она медленно ржавела, и её даже готовили к утилизации. Но лодку спасли: в плавучем доке она прошла Кольский залив через Баренцево море, преодолела 19 шлюзов Беломорканала, Онежское и Ладожское озёра. И вот теперь она в Кронштадте. По сути, это был долгий путь домой, потому что именно в Ленинграде она и была сконструирована.

НАТАЛИЯ БАНДУРИНА, корреспондент:

«Когда-то только за то, что находился рядом, увидел, рассмотрел детали, я уже не говорю о более серьёзных вещах — работе над проектом 627 «Кит», — люди подписывали бумаги о неразглашении. Всё, что было связано с разработкой первой в СССР атомной подводной лодкой, находилось под грифом «совершенно секретно». С тех пор прошло 70 лет и теперь любой желающий, купив в кассе музея билет, сможет сделать даже фотографии. Реставрация только началась и сложно пока поверить в то, что это та самая лодка, которую называли легендой, а её первый поход сравнивали с полётом в космос».

Над проектом работали инженеры СКБ-143. Сегодня это — конструкторское бюро «Малахит». К слову, во всех открытых источниках К-3 называют первой отечественной атомной лодкой, но третьей по счёту в мире после американского «Наутилуса». Так вот, это не совсем так: по своим характеристикам наша лодка всё-таки была №1.

АЛЕКСЕЙ ЗНАМЕНЩИКОВ, ведущий специалист по истории проектирования конструкторского бюро «Малахит»:
«Наша лодка была с округлым носом, а американская с острым. Она была больше как корабль и рассчитана на надводное положение, а наша — наоборот, и строилась она под реактор, поэтому наша по характеристикам всё-таки первая».

Впервые лодка могла погружаться под воду и не всплывать 60 суток. На прочность испытывали не только железо, но и личный состав субмарины. Так, в доке Кронштадта обычную дизельную лодку с моряками на борту на 2 месяца погружали под воду — следили за психологическим состоянием людей. Эксперимент прошёл удачно. После этого или нет, но в кают-компании К-3 стены расписали берёзками и другими лесными пейзажами.

1962 год, экипаж К-3 играет в футбол на Северном полюсе. Уникальные фото, но их могло и не быть — фотоаппараты на субмарине были под запретом, но кто-то из экипажа нарушил правила. 178 часов лодка провела подо льдом и всплыла почти точно на полюсе. После этого всех наградили орденами. Командира К-3 Льва Жильцова в том числе. К слову, в семье есть легенда, что Лев Михайлович попал в  состав экипажа лодки благодаря своей улыбке, как у Гагарина.

АННА ЖИЛЬЦОВА, дочь Льва Жильцова, командира атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в 1959-1964 гг.:
«Хрущёв сказал: «Вот они испытывали, пусть они и идут в поход». Но папина улыбка роль какую-то сыграла, конечно»
.

19 сентября 1967 года умирает главный конструктор К-3 Владимир Перегудов — ровно на следующий день после самой страшной аварии в истории первой отечественной атомной подлодки.

Герману Александровичу, командиру группы дистанционного управления, было тогда 28 лет. Во время аварии он находился в 4-ом отсеке. Сразу оговорюсь: думала,  рассказ о той страшной ночи будет более эмоциональный, но военные — это военные, а подводники — особенно. Ни сейчас, ни тем более тогда никто из экипажа не поддался панике и не дал волю эмоциям. На их языке это называется «борьба за живучесть». Строго по инструкциям перекрыли отсеки, благодаря этому торпеды с ядерными боеголовками не сдетонировали. Ценой жизни 39 моряков погибли. На базу возвращались в надводном положении.

ГЕРМАН ИВАНОВ, командир группы дистанционного управления атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в 1962-1970 гг.:
«Закрываешь глаза. И, конечно, думалось об этом. Там было 7 моих друзей-офицеров. Когда тебе 27 лет, ты об этом не думаешь. Во время вахты думаешь о деле».

Мелочей на флоте не бывает, вот и причиной страшной аварии, как ни печально, стал пресловутый человеческий фактор: во время ремонта уплотнительную прокладку в штуцере гидравлической машинки вместо медной заменили на паронитовую. Возникла утечка, воспламенилась гидравлическая жидкость. Вот так одна маленькая деталь могла стать причиной мощного взрыва.

ИГОРЬ КУРДИН, Председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников ВМФ:
«Максимально, чего можно было опасаться, — это тепловой взрыв и заражение местности, но этого не произошло. Лодка своим ходом дошла до базы, и это был профессионализм. Да, подводников не наградили, но и не наказали. Хрущёв тогда сказал историческую фразу: «За аварии мы не награждаем».

Сегодня вокруг К-3 строят настоящий комплекс, а «первая атомная» снова станет флагманом, но уже музейных экспонатов. И, конечно, подлодка с такой историей просто не могла погибнуть среди металлолома. За ней — сотни судеб, триумфы и поражения, но главное — она символ того, как хрупок наш мир и какой великой ценой он держится в равновесии.